Ученые объяснили феномен «ритмической глухоты»

Чувство ритма — способность двигаться под музыку или отбивать такт — связано с врожденным эффектом синхронизации биологических ритмов организма с ритмичными звуками внешней среды, выяснили канадские исследователи. Нарушения в этом механизме лежат в основе феномена «ритмической глухоты». Страдающие таким расстройством люди физически не могут танцевать или отбивать ритм прослушиваемой музыки. Работа опубликована в журнале Philosophical Transactions: Biological Sciences.

«Ритмическая глухота» встречается очень редко — авторам исследования удалось найти всего двоих носителей такого расстройства. Чтобы разобраться в причинах нарушения, ученые провели эксперимент, о котором сообщает EurekAlert!.

Участников, в число которых, помимо непосредственных объектов изучения, входили 32 человека сопоставимого возраста и уровня образования, попросили равномерно отбивать ритм в полной тишине. Все они одинаково хорошо справились с этим заданием, что свидетельствует о том, что «ритмическая глухота» не связана с нарушениями двигательной функции, отмечают авторы. Различия проявились лишь тогда, когда в эксперимент был введен метроном, звучащий с переменной частотой. Страдающие «ритмической глухотой», в отличие от остальных, не смогли синхронизировать отбиваемый ими такт с внезапно меняющимся ритмом ударов.

Полученные в ходе эксперимента результаты, а также компьютерное моделирование процесса, позволили исследователям сделать вывод о том, что в случае «ритмической глухоты» речь идет именно о нарушении базовой способности к подстраиванию внутренних биологических ритмов, лежащих в основе всех процессов в организме, к ритмам окружающей среды. «Мы поняли, что «ритмическая глухота» связана с нарушением синхронизации внутренних биоритмов с внешними звуками, - пояснила ведущий автор исследования, профессор психологии Университета Макгилл Кэролайн Палмер (Caroline Palmer). – Именно эта способность дает возможность большинству из нас танцевать или отбивать такт под ритмичную музыку».