Ученые объяснили эффективность кетамина при депрессии

Эксперименты неоднократно показывали, что препарат для внутривенного наркоза кетамин эффективно устраняет симптомы депрессии даже при однократном применении. Специалисты Института психиатрии Общества Макса Планка (Мюнхен, Германия) впервые изучили молекулярные изменения в клетках головного мозга, лежащие в основе этого эффекта, сообщает MedicalXpress.

Как полагают ученые, понимание запускаемых кетамином биохимических процессов позволит в будущем разработать антидепрессанты с тем же механизмом действия, но без отрицательных побочных эффектов (кетамин является диссоциативным галлюциногеном). Работа опубликована в журнале Translational Psychiatry.

Примерно трети пациентов, страдающих от клинической депрессии, не помогает стандартная терапия. Кетамин способен, в отличие от других антидепрессантов, быстро, в течение нескольких часов, снимать симптомы депрессии. Поскольку механизм его действия отличается от других антидепрессантов, его иногда используют в случае тяжелой, устойчивой к терапии депрессии. Однако вызываемые препаратом побочные эффекты не позволяют применять его на постоянной основе.

Коллектив под руководством Кристофа Турка (Christoph Turck) изучил молекулярные изменения, происходящие в гиппокампе мышей после однократного внутривенного введения кетамина. Гиппокамп – отдел головного мозга, ассоциированный с памятью. В этой области мозга и связанных с ней структурах наблюдаются нарушения при депрессии.

Как оказалось, уже спустя два часа после поступления кетамина в кровь в клетках гиппокампа запускается каскад биохимических реакций, результатом которых является резкое усиление их энергоснабжения и, как следствие, повышение интенсивности синаптических связей между нейронами. Именно влияние на скорость энергетического обмена в клетках, полагают авторы, объясняет быстрый терапевтический эффект кетамина.

Турк и его коллеги также выделили семь специфических метаболитов, сопровождающих работу кетамина на клеточном уровне. Они полагают, что эти метаболиты могут быть использованы в будущем в качестве биомаркеров для оценки эффективности антидепрессантов нового поколения, разработанных на основе кетамина.