Обнаружен ключевой фактор формирования мужского мозга

Формирование головного мозга по мужскому типу происходит благодаря выбросу в кровь в первые часы после появления на свет гормонов, отвечающих в дальнейшем за половое созревание, овуляцию и в целом регулирующих репродуктивную функцию организма, пришли к выводу новозеландские ученые. В частности, речь идет о недавно открытом гормоне кисспептине, роль которого в развитии человеческого организма оказалась значительно более важной, чем было принято думать до сих пор, отмечают авторы исследования. Работа опубликована в журнале Journal of Neuroscience.

Известно, что половые различия в работе головного мозга закладываются на поздних стадиях развития плода и сразу после рождения, однако клеточные и молекулярные механизмы, лежащие в основе этого процесса, до сих пор были до конца не ясны.

Группа под руководством профессора Аллана Хербисона (Allan Herbison) из Университета Отаго (Новая Зеландия) в ходе экспериментов на мышах обнаружила, что в течение пяти часов после рождения у новорожденных самцов происходит выброс в кровь мужского гормона тестостерона, сообщает MedicalXpress. При этом только у мышат мужского пола наблюдается в этот период повышенная активность расположенных в гипоталамусе (главном регулирующем центре вегетативной нервной системы) нейронов, стимулируемых гормоном кисспептином. Этот гормон, как считается, отвечает за запуск процесса полового созревания и регуляцию репродуктивной функции.

Следующим звеном вызванного кисспептином каскада реакций, как установили исследователи, становится выброс гонадотропин-высвобождающего гормона (GnRH). Этот гормон известен в качестве регулятора репродуктивного поведения после достижения половой зрелости. В итоге под влиянием GnRH происходит короткий, но мощный выброс в кровь новорожденных самцов тестостерона. При этом у мышат женского пола активности кисспептин- и GnRH-нейронов после появления на свет отмечено не было. Более того, у самцов с отсутствующими кисспептиновыми рецепторами у GnRH-нейронов не наблюдалось «тестостеронового всплеска» после рождения и их мозг в итоге развивался по женскому типу.

Кисспептин, кодируемый геном kiSS-1, был открыт американскими специалистами по раковым заболеваниям в 1999 году. Ген и белок получили свое название благодаря шоколадным конфетам Hershey's Kiss (лаборатория, где они были впервые выявлены, располагалась рядом с городком Hershey в штате Пенсильвания, где также базируется одноименная компания по производству шоколада). Роль кисспептина в регуляции репродуктивной функции была установлена сравнительно недавно.

Как полагает Хербисон, полученные его группой результаты свидетельствуют о том, что этот белок играет значительно более важную роль, чем считалось до сих пор. «От кисспептина, как оказалось, зависит не только процесс овуляции и возможность зачатия, но и половые различия в функционировании головного мозга», - отметил ученый.