На Кубе найден самый агрессивный штамм ВИЧ

Сотрудники Левенского католического университета сообщили о появлении на территории Кубы нового штамма вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), обладающего повышенной патогенностью по сравнению с ранее известными формами ВИЧ, пишет MedicalXpress.

Для проникновения ВИЧ в клетку хозяина необходимо взаимодействие его поверхностных белков с клеточными хемокиновыми рецепторами пятого типа (CCR5). Через несколько лет после заражения вирус может «переключаться» на взаимодействие с рецепторами CXCR4, что ускоряет процесс развития синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД). При правильно подобранной антиретровирусной терапии «переключение» может наступить только через 10-15 лет после заражения.

Согласно данным, опубликованным в журнале EBioMedicine, один из штаммов ВИЧ, обнаруженный на территории Кубы, способен практически сразу после попадания в организм человека взаимодействовать с поздними рецепторами CXCR4.

Ученые под руководством Энн-Мики Вандамм (Anne-Mieke Vandamme) изучили 73 образца крови ВИЧ-положительных добровольцев. Полученную информацию ученые сопоставили с данными 22 пациентов, которые оказались носителями ранее неизвестного штамма вируса.

Авторы исследования сообщили, что у второй группы пациентов в крови была зарегистрирована повышенная концентрация белка RANTES, который является компонентом естественного иммунного ответа. Ученые пояснили, что мишенью этого белка также являются рецепторы CCR5. «Мы считаем, что связывание молекул RANTES с ко-рецепторами ВИЧ снижает количество доступных для взаимодействия CCR5, поэтому вирус переключается на поздние рецепторы CXCR4», — сообщила Вандамм.

Она добавила, что рекомбинация генетического материала вируса стала причиной образования нового штамма, который способен практически сразу после проникновения в организм хозяина взаимодействовать с поздними клеточными рецепторами. Таким образом, пациенту, зараженному этой формой вируса, диагноз «СПИД» ставится намного раньше, чем человеку, инфицированному ранее известными штаммами ВИЧ.