Канцерогенный эффект курения связали с потерей "мужских" хромосом

Шведские ученые показали, что курение вызывает потерю Y-хромосом клетками крови, это может быть причиной развития рака у мужчин, сообщает Medical News Today. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science. Ученые также установили, что потеря хромосом прямо зависит от интенсивности курения.

Y-хромосома есть только у мужчин, и ее потеря «может частично объяснить, почему у мужчин в среднем меньше продолжительность жизни, чем у женщин, и почему курение более опасно для них», — сказал ведущий исследователь, профессор Ян Думански (Jan Dumanski), из Уппсальского университета в Швеции.

Курение широко признано фактором высокого риска развития рака. Позже ученые доказали, что курящие мужчины больше склонны к развитию рака, чем женщины. В другом исследовании ученые показали, что у кровяных клеток, потерявших Y-хромосому, снижается жизнеспособность. Была установлена зависимость между потерей Y-хромосом и риском развития рака.

Новое исследование обнаружило связь между курением и генетическими повреждениями, возможными только для мужчин. Механизм развития рака на фоне потери Y-хромосомы пока неизвестен. Предполагается, что белки, закодированные на Y-хромосоме, влияют на способность лейкоцитов бороться с раковыми клетками.

Ученые также обнаружили, что процесс потери Y-хромосом обратим. Исследователь Ларс Форсберг (Lars Forsberg) выразил надежду, что их выводы помогут убедить курильщиков бросить свою привычку: «Результаты показывают, что курение может привести к потере Y-хромосомы и что этот процесс может быть обратимым. Мы обнаружили, что частота клеток с потерей Y-хромосомы не отличалась среди бывших курильщиков по сравнению с мужчинами, которые никогда не курили».