Женскую способность к зачатию связали с селеном

Австралийские исследователи впервые выявили ключевую роль микроэлемента селена в обеспечении нормальной женской репродуктивной функции. Повышенное содержание селена и селеносодержащего фермента было обнаружено в зернистых клетках зрелых фолликулов яичников, регулирующих процесс овуляции. Работа опубликована в журнале Metallomics.

Известно, что селен, содержащийся в красном мясе, рыбе, морепродуктах, бобовых и орехах, выполняет много важнейших биологических функций в человеческом организме, участвуя в регуляции обмена веществ, в окислительно-восстановительных процессах, взаимодействуя с витаминами, ферментами и биологическими мембранами. Этот микроэлемент в основном сконцентрирован в печени, почках, селезенке, сердце, а также в яичках и семенных канатиках у мужчин, что указывает на его критичную роль для мужской фертильности. Однако его значение для женской репродуктивной функции до сих пор было недооценено.

Специалисты по химии из Университета Аделаиды, изучая репродуктивные органы коров, установили, что селен локализуется в зернистом слое клеток, окружающих яйцеклетку в крупных, зрелых фолликулах яичника. Зернистый слой обеспечивает процесс овуляции (выход яйцеклетки из яичника в брюшную полость в результате разрыва зрелого фолликула). Концентрация селена в этом слое, как оказалось, в десять раз превышает таковую в образующемся впоследствии из зернистых клеток желтом теле. Кроме того, в зернистом слое было найдено высокое содержание селеносодержащего фермента глутатионпероксидазы 1 (GPX1), защищающего клетки от оксидативного стресса — повреждения, наносимого активными формами кислорода.

Для того, чтобы оценить, присутствует ли обнаруженный эффект у человека, ученые провели анализ фолликулярных клеток, полученных от 30 женщин, проходивших процедуру искусственного оплодотворения. В них также был выявлен значительно повышенный уровень содержания селена и GPX1. Ученые полагают, что высокая концентрация этих веществ обеспечивает антиоксидантную защиту созревающей яйцеклетки.

Хотя уже понятно, что селен полезен для женской репродуктивной сферы и повышение уровня его поступления в организм может способствовать зачатию, необходимы дальнейшие исследования для определения оптимальных доз, так как в высокой концентрации этот элемент токсичен, отмечают авторы работы.