Разработан принципиально новый метод лечения туберкулеза

Американские ученые предложили новую концепцию лечения туберкулеза. В выводах последнего исследования они рассказывают о результатах испытания метода на рыбках данио-рерио.

Организм реагирует на туберкулезную инфекцию, запирая бактерию-возбудителя в гранулемы — комплексы иммунных клеток. Это останавливает инфекцию на время, но возбудителю часто удается вырваться и продолжить распространение по организму. Предполагается, что этому «побегу» способствуют врастающие в гранулему сосуды (ангиогенез). Ученые из Школы медицины Университета Дюка проверили эффективность имеющихся на рынке препаратов, воздействующих на этот процесс, и обнаружили их эффективность против распространения инфекции.

Отчет об исследовании опубликован в журнале Nature. Авторы считают, что новый терапевтический подход может действовать не на возбудителя болезни, а на реакцию организма на него.

«Ангиогенез — ответ больного организма, который может провоцироваться гранулемами. Бактерии получают от этого выгоду: достаточное количество кислорода, возможность роста и беспрепятсивеного распространения», — объяснил молекулярноый генетик Дэвид М. Тобин.

Авторы считают, что антиангиогенные лекарства, уже использующиеся для лечения рака, могут дать новую стратегию лечения туберкулеза. В эксперименте ученые заражали рыбок данио-рерио их натуральными патогенами — Mycobacterium marinum, которые очень близки к возбудителям туберкулеза у человека (Mycobacterium tuberculosis). Несмотря на то, что у рыб нет легких, у них развивались гранулемы, очень похожие на человеческие.

Исследователей интересовало, что случится, если предупредить образование новых сосудов, которые врастают в туберкулезные гранулемы. Если они важны для хозяина (больного), то их отсутствие должно усугубить течение болезни. Если они способствуют росту и распространению микроорганизмов, блокирование ангиогенеза поможет блокирование инфекции.

Были испытаны два препарата, которые уже применяются для лечения рака – семаксиниб и пазобаниб. Было показано, что оба препарата подавляют рост сосудов и ограничивают распространение инфекции из гранулем у рыбок. Пазобаниб утроил выживаемость инфицированных рыбок. Кроме того, эти лекарства увеличивали эффективность препарата первой линии терапии туберкулеза — рифампицина.

В ближайших планах ученых проверить эффективность метода на других доклинических моделях.