Расшифрован геном найденного в мозге британца редкого паразитического червя

Британские генетики расшифровали геном редкого ленточного червя, найденного в головном мозге пациента, сообщает Genome Biology. На основании полученной информации исследователи предложили ряд перспективных методов лечения.

Ленточные черви, как правило, паразитируют в кишечнике человека и животных. Наиболее распространенные симптомы таких гельминтозов — слабость, потеря веса и боль в животе. При этом их личинки могут заноситься в другие ткани и органы организма, например, глаза, спинной и головной мозг.

Пятидесятилетний пациент китайского происхождения поступил в одну из больниц на востоке Англии с головной болью, эпилептическими приступами, нарушениями памяти и обоняния. Он проживал в Британии 20 лет, но часто посещал родину. Когда обычное обследование не дало результатов, врачи провели серию снимков головного мозга на магнитно-резонансном томографе. Они обнаружили личинку гельминта, которая за четыре года проделала в головном мозге путь не менее пяти сантиметров. После биопсии таламуса (отдела головного мозга) был обнаружен сантиметровый ленточный червь длиной один сантиметр. Пациент, имя которого не называется, был прооперирован и сейчас идет на поправку.

Образцы тканей червя выслали в Институт Сенгера (The Wellcome Trust Sanger Institute), где было проведено изучение генома. Было определено, что этот гельминт — Spirometra erinacei-europaei, возбудитель спарганоза — редкий ленточный червь, обитающий преимущественно в Китае, Японии, Индии и Таиланде. Люди заражаются им, употребляя в пищу недоваренных лягушек и змей, при питье зараженной воды и использовании мясо лягушек для лечения ран.

Ученые впервые полностью определили геном червя, в нем оказалось 1,26 миллиардов пар оснований. Это самый крупный из известных сегодня геномов ленточных червей. Изучая отдельные части генома, ученые смогли определить гены чувствительности к различным видам терапии и другие потенциальные мишени для медикаментозного лечения.

Science Daily цитирует Хейли Беннет (Hayley Bennett), ведущего автора исследования: «Эта инфекция столь редка в мире и столь неожиданна в этой стране, что спарганоз не был диагностирован, пока червя не извлекли из мозга. Сравнивая его с геномом других ленточных червей, мы видим, что определенные группы генов представлены более широко. Это дает паразиту возможность широкого выбора хозяев».

Изучая геном, авторы также проверили, есть ли потенциальные средства против этого гельминта среди имеющихся на рынке. Был найден ряд генов, которые являются мишенями для противораковых лекарств. В будущем эти препараты могут стать средством борьбы с ленточными червями.