Древнеримские дороги были на 28 тысяч километров длиннее федеральных дорог России
Аппиева дорога. Фото: Paul Hermans

Аппиева дорога. Фото: Paul Hermans

Некоторые из дорог Римской империи до сих пор используются в своем первоначальном виде для движения транспорта

Во времена императора Трояна, когда было достигнуто максимальное территориальное расширение Римской империи, общая длина дорог с твердым покрытием, связавших различные провинции, достигла 78 тысяч километров. Для сравнения, протяженность автомобильных дорог федерального значения в России, по данным Росавтодора, составляет 50,5 тысяч километров, а железнодорожная сеть в совокупности имеет длину 86 тысяч километров.

Исследователи античности считают, что именно наличие такой развитой для древнего мира сети дорог позволила Риму осуществлять эффективный контроль над завоеванными областями. Дороги были вымощены камнем и строились с таким расчетом, чтобы передвижение по ним не зависело от любых погодных условий. В сеть древнеримских дорог входили также мосты и виадуки над реками и ущельями, горные проходы и туннели.

Расстояние от столицы империи и дата постройки дороги указывались на специальных камнях, отмечавших каждую римскую милю (1,485 км).

Дороги обеспечивали беспрепятственное перемещение войск и официальные коммуникации, а также оказывали позитивное воздействие на развитие экономики (увеличение размеров рынков, стимулирование торговли и региональной специализации).

Первые дороги римляне стали строить в V веке до н. э. Но форму регулярного государственного строительства этот процесс окончательно приобрел только после завоевания Римом Апеннинского полуострова в середине III века до н. э.

Строительством дорог заведовали цензоры — высшие римские чиновники, занимавшиеся контролем над населением и развитием общественной инфраструктуры. В 312 году до н. э. цензор Аппий Клавдий Цек построил дорогу между Римом и Капуей, которая в честь него получила название «Аппиева дорога». В будущем, постоянно удлиняясь, она станет ключевой древнеримской магистралью, связавшей Рим, Грецию, Малую Азию, Иудею и Египет.

В конце древнеримской истории дороги сыграют злую шутку со своими создателями. Преодолев границы империи, варвары молниеносно достигали крупных городов и самого Рима именно по дорогам, что ускорило падение античной цивилизации.

Многие километры древнеримского дорожного покрытия продолжают быть доступными для передвижения в некоторых регионах Европы. Так, Аппиева дорога в Италии используется для передвижения автомобильного транспорта, причем некоторые участки до сих пор остаются в своем первоначальном виде.

Источники: Мэддисон Э. Контуры мирвой экономики 1—2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012; The Oxford Handbook of Roman Studies; Транспорт России. Информационно-аналитический бюллетень январь — декабрь 2011 // Министерство транспорта РФ; Генпрокуратура недосчиталась 361 тысячи км российских дорог

Во Второй мировой на стороне Германии участвовали 59 британцев Далее в рубрике Во Второй мировой на стороне Германии участвовали 59 британцевНо с оружием в руках на стороне немцев воевали не больше 27 человек

Комментарии

28 февраля 2014, 11:09
А все рабство!!
28 февраля 2014, 12:15
А я видел эти дороги,они похожи на брусчатку Красной площади очень близко друг к другу и в один уровень,правда ехать по ней можно только на низких мскоростях.
28 февраля 2014, 14:43
Ездил я по брусчатке, это просто ужас. Через каждый километр останавливался, проверял, не открутились ли колеса на авто)
28 февраля 2014, 15:00
Хватит бред про "античность" пороть! Балдауф вам в помощь.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»