Новости – Факт
Факт
Число разводов в России во второй половине XIX века выросло в 33 раза
«Под венец» Константина Маковского
Супружеская измена в качестве причины расторжения браков тоже продемонстрировала внушительный рост — в 24 раза
20 мая, 2014 09:01
4 мин
Великие реформы Александра II знаменовали собой не только отмену крепостного права, но и отход значительной части российского общества от традиционных семейных ценностей. Это был сложный и многогранный процесс, в котором воедино слились разложение традиционной морали, ускорившаяся урбанизация, эмансипация полов и сословий.
В 1860-е годы широкое распространение среди городской молодежи получил так называемый гражданский брак, когда люди начинали жить вместе и вести хозяйство минуя церковный обряд венчания, который являлся тогда официальной регистрацией брака. Выбор в пользу такой формы сожительства был еще и осознанным политическим вызовом обществу. Гражданский брак стал одним из символов кардинального разрыва с прошлым, который демонстрировали разночинцы, «новые люди», нигилисты — под такими именами в русскую историю вошло поколение, представители которого не относились ни к одному из существовавших в России средневековых сословий. При этом именно разночинцы шли в наиболее востребованные в пореформенной России профессии: они становились врачами, учителями, инженерами.
Это поколение в 1860-е годы, когда прежние незыблемые сословные порядки рушились, активно принялось за создание новой общественной морали. Так, один из идейных вдохновителей нигилистов публицист Дмитрий Писарев требовал демонтажа «дряхлого деспотизма, дряхлой религии, дряхлых стропил официальной нравственности». Он противопоставлял разврату высшего общества, отсутствию моральных запретов и религиозным догмам «искренность человеческих чувств».
Но самый ошеломляющий эффект произвел роман Николая Чернышевского «Что делать?», ставшим катехизисом для нескольких поколений российской политически активной молодежи. Не меньшее влияние роман оказал и на отношение молодых людей к браку. «Лишь весьма незначительное меньшинство увлекалось деятельностью с политическими целями, большинство ограничивалось устройством частной и семейной жизни по роману "Что делать?"», — вспоминал литературный критик Александр Скабичевский.
Главная героиня романа Вера Розальская, чтобы избежать замужества, которое ей навязывала корыстная мать, заключила фиктивный брак со студентом Дмитриевым Лопуховым. Благодаря этому девушке удается на законных основаниях покинуть родительский дом. После этого она начинает искать свое место в жизни, в конце концов организовывает коммуну швейных трудящихся.
Для молодой читающей публики описанный в романе сюжет с фиктивным браком стал картой «кратчайшего пути» к эмансипации. В середине XIX века печатное слово имело в России небывалый авторитет, поэтому Чернышевский, написав самый популярный роман эпохи, предал фиктивному браку необходимую респектабельность. Для образованных горожан второй половины XIX века брак стал инструментом быстрого преодоления отживавших свой век средневековых сословных условностей.
В результате за полвека в Российской империи институт брака заметно пошатнулся. Православная церковь продолжала заведовать бракоразводными процессами. В это время она еще не была отделена от государства, которое трактовало брак как таинство, и признавало официальным брак только после венчания. Но количество разводов продолжало расти, несмотря на то, что церковь пыталась этому противодействовать. Если в 1841–1850 годах по всей империи ежегодно производилось в среднем ежегодно 77 разводов, то уже в 1867–1886 годах это число возросло до ежегодных 847 разводов. В 1905–1913 годах число разводов достигло уже 2565 случаев в среднем за год. То есть по сравнению с показателями середины XIX века число случаев расторжения брака в империи увеличилось в 33 раза.
Постепенно основной причиной разводов стала супружеская измена. В силу популярности фиктивного брака при необходимости его расторгнуть доказать факт измены ничего не стоило. Если в 1841–1850 годах из-за супружеской измены распалось только 4% семей, то в 1905–1912 годах этот показатель уже составлял 97,4%.
Источники: Экштут С. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. — М.: Молодая гвардия, 2012; Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.) — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости