Число разводов в России во второй половине XIX века выросло в 33 раза
«Под венец» Константина Маковского

«Под венец» Константина Маковского

Супружеская измена в качестве причины расторжения браков тоже продемонстрировала внушительный рост — в 24 раза

Великие реформы Александра II знаменовали собой не только отмену крепостного права, но и отход значительной части российского общества от традиционных семейных ценностей. Это был сложный и многогранный процесс, в котором воедино слились разложение традиционной морали, ускорившаяся урбанизация, эмансипация полов и сословий.

В 1860-е годы широкое распространение среди городской молодежи получил так называемый гражданский брак, когда люди начинали жить вместе и вести хозяйство минуя церковный обряд венчания, который являлся тогда официальной регистрацией брака. Выбор в пользу такой формы сожительства был еще и осознанным политическим вызовом обществу. Гражданский брак стал одним из символов кардинального разрыва с прошлым, который демонстрировали разночинцы, «новые люди», нигилисты — под такими именами в русскую историю вошло поколение, представители которого не относились ни к одному из существовавших в России средневековых сословий. При этом именно разночинцы шли в наиболее востребованные в пореформенной России профессии: они становились врачами, учителями, инженерами.

Это поколение в 1860-е годы, когда прежние незыблемые сословные порядки рушились, активно принялось за создание новой общественной морали. Так, один из идейных вдохновителей нигилистов публицист Дмитрий Писарев требовал демонтажа «дряхлого деспотизма, дряхлой религии, дряхлых стропил официальной нравственности». Он противопоставлял разврату высшего общества, отсутствию моральных запретов и религиозным догмам «искренность человеческих чувств».

Но самый ошеломляющий эффект произвел роман Николая Чернышевского «Что делать?», ставшим катехизисом для нескольких поколений российской политически активной молодежи. Не меньшее влияние роман оказал и на отношение молодых людей к браку. «Лишь весьма незначительное меньшинство увлекалось деятельностью с политическими целями, большинство ограничивалось устройством частной и семейной жизни по роману "Что делать?"», — вспоминал литературный критик Александр Скабичевский.

Главная героиня романа Вера Розальская, чтобы избежать замужества, которое ей навязывала корыстная мать, заключила фиктивный брак со студентом Дмитриевым Лопуховым. Благодаря этому девушке удается на законных основаниях покинуть родительский дом. После этого она начинает искать свое место в жизни, в конце концов организовывает коммуну швейных трудящихся.

Для молодой читающей публики описанный в романе сюжет с фиктивным браком стал картой «кратчайшего пути» к эмансипации. В середине XIX века печатное слово имело в России небывалый авторитет, поэтому Чернышевский, написав самый популярный роман эпохи, предал фиктивному браку необходимую респектабельность. Для образованных горожан второй половины XIX века брак стал инструментом быстрого преодоления отживавших свой век средневековых сословных условностей.

В результате за полвека в Российской империи институт брака заметно пошатнулся. Православная церковь продолжала заведовать бракоразводными процессами. В это время она еще не была отделена от государства, которое трактовало брак как таинство, и признавало официальным брак только после венчания. Но количество разводов продолжало расти, несмотря на то, что церковь пыталась этому противодействовать. Если в 1841–1850 годах по всей империи ежегодно производилось в среднем ежегодно 77 разводов, то уже в 1867–1886 годах это число возросло до ежегодных 847 разводов. В 1905–1913 годах число разводов достигло уже 2565 случаев в среднем за год. То есть по сравнению с показателями середины XIX века число случаев расторжения брака в империи увеличилось в 33 раза.

Постепенно основной причиной разводов стала супружеская измена. В силу популярности фиктивного брака при необходимости его расторгнуть доказать факт измены ничего не стоило. Если в 1841–1850 годах из-за супружеской измены распалось только 4% семей, то в 1905–1912 годах этот показатель уже составлял 97,4%.

Источники: Экштут С. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. — М.: Молодая гвардия, 2012; Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.) — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

Больше всего убытков от гражданской войны в Испании понесла Италия Далее в рубрике Больше всего убытков от гражданской войны в Испании понесла ИталияБлагодаря вывозу испанского золотого запаса поддержка республиканцев для СССР почти ничего не стоила

Комментарии

20 мая 2014, 10:27
Разврат и праздный образ жизни дворян зашкаливал,никакие ширмы чести не могли скрыть похотливость умов,чего стоят только анекдоты ,ассоциирующие то время...
20 мая 2014, 12:06
Человек полигамный по природе. Как бы сложно заниматься сексом с одним человеком всю свою жизнь. Пора бы это понять и не пороть горячку. Зачем разводиться из за одного перепиха на стороне?
20 мая 2014, 12:40
Точно, спать всю жизнь с одним и тем же человеком попахивает мазохизмом, даешь установленную официальными законами полигамию, хватит прятаться от действительности за своими мракобесными комплексами
20 мая 2014, 12:50
Какая вы, Юля, однако, развратная. Вы не мужик часом?))
20 мая 2014, 14:31
Оттого-то и все проблемы начала века XX у нас и случились...!
20 мая 2014, 21:54
А почитайте Бальзака - в Париже в свете, в то время, считалось неприличным, моветоном, пойти в оперу с женой, а не с любовницей! Жена же должна была являться туда, естественно, с любовником. Свет считал отсутствие любовников и любовниц - абсолютно неприличным.
21 мая 2014, 11:36
А теперь вот и взгляните на то что происходит в этой самой Франции! Одни извращенцы повсюду!
И несмотря на это, во Франции до сих пор остается очень много тех кто против всего этого разврата и всеобъемлющей толерантности, и последние события общественных гражданских протестов есть тому подтверждение! Классическая мораль незаменима. Именно в ней человек находит успокоение, умиротворение и счастье, если хотите!
21 мая 2014, 11:31
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что принципы "новой общественной морали", что в конце XIX, что в конце XX- начале XXI века, с треском провалились. Или же "удались", если таковой их была изначальная задумка, но факт остается фактом - ни к чему хорошему и конструктивному это не привело! Только классическая, годами сложившаяся, высококультурная и исторически проверенная мораль может служить во благо общества и российской государственности!
Прочный институт семьи для России - это залог её благополучия и процветания, все остальное ведет к деградации и разрушению!
И, кстати, во всех случаях попыток навязывания России тлетворной "новой морали" мы каждый раз можем наблюдать веяния Запада...! Прошу заметить данный факт и поразмыслить над этим на досуге...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»