Митраизм — первый конкурент христианства
Фреска Митры, убивающего быка из храма Митры в Марино, Италия. Источник: wikimedia.org

Фреска Митры, убивающего быка из храма Митры в Марино, Италия. Источник: wikimedia.org

В I—III веках в Римской империи распространяются азиатские религиозные культы, конкуренцию с которыми выигрывает христианство

Первые два века нашей эры в европейской истории получили имя Pax Romana, что в переводе с латыни означает «римский мир». Эта эпоха — расцвет империи и поздней античной культуры. Но в это же время в римском обществе начинают происходить медленные перемены, связанные с духовной сферой. Имперский порядок во многом держался на том, что завоеватели с Апеннинского полуострова, куда бы они ни приходили, допускали существование местного законодательства, отличающегося от римского права, и позволяли спокойно исповедовать религиозные культы, не навязывая римский пантеон богов. Довольно долго это разнообразие существовало без каких-то значимых перемен.

Но уже в начале I века нашей эры они начинаются в восточной провинции империи — Иудее. В этот период в регионе происходят бурная религиозная жизнь: в иудаизме возникают одна за другой секты, большая часть которых так и остается внутренним еврейским явлением. Секта христиан в течение первой половины I века выделилась из иудаизма. Во многом этому способствовали высшее иудейское духовенство, которое провоцировала языческие власти Рима на гонения против христиан.

Бежавшие из Иудеи христиане начинают распространять учение по всей империи. В 43 году апостол Петр начинает проповедь в Риме. С этого момента христианство перестает быть исключительно провинциальным западноазиатским явлением. Император Нерон в 64 году начинает первые гонения на христиан на территории всего государства.

Притеснения и репрессии в отношении христиан шли волнами. Особо жесткими они были во времена императоров Нерона, Марка Аврелия и Диоклетиана. Гонения обычно объясняют тем, что христиане отрицали большинство римских порядков и признавали в качестве авторитета только собственное религиозное учение.

Но преследования не смогли остановить распространение христианства. Если в 100 году по всей империи насчитывалось 800 тысяч христиан, то во время Великих гонений Диоклетиана их уже было около 14 миллионов (население империи в этот период оценивается в 70—100 миллионов).

«Триумф Веры — христианские мученики во времена Нерона, 65 год н. э.» Эжена Тириона. Источник: the-athenaeum.org

«Триумф Веры — христианские мученики во времена Нерона, 65 год н. э.» Эжена Тириона. Источник: the-athenaeum.org

В 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозгласивший свободу вероисповеданий в империи, и прекратил гонения. Указ императора был ответом на изменившуюся реальность. Еще в начале III века нашей эры заканчивается эпоха Pax Romana. Римская империя слабеет, а античная культура вступает в кризис, из которого ей уже будет не суждено выбраться. Вслед за христианством с востока в империю проникают все новые и новые религиозные культы и вероучения: мистерия Диониса, манихейство, египетские мистерии, культ богини Изиды, астрология и алхимия. Прежняя древнеримская религия угасала, а одновременно с ней приходила в упадок античная наука и философия. Население все активнее обращалось к религиям, обещавшим спасение в этой и будущей жизни. На этом фоне между новомодными культами возникала конкуренция в борьбе за приверженцев.

Наиболее ярким эпизодом этой борьбы стало противостояние христианства и митраизма. Согласно мнению большинства современных ученых, митраизм пришел в Римскую империю из Персии. Это была синкретическая религия, вобравшая в себя многие идеи, которые входили в другие вероучения. Центральное место в этой религии занимало почитание бога Митры. По легенде он заколол небесного быка, кровь которого дала начало жизни. Сейчас о митраизме известно довольно мало, так как большинство вероучительных текстов были уничтожены христианами. Судить о митраизме можно только с сохранившихся слов их соперников.

Основное преимущество митраизма перед христианством для жителей империи выражалось в том, что он органично соединял в себе восточные и западные религиозные учения и был менее догматичным. Эта религия наиболее быстро распространялась в пограничных имперских провинциях. Большинство митраистских святилищ обнаружены на севере Балкан и в германских владениях империи. Митраизм был распространен среди легионеров, что даже в клонившейся к упадку империи придавало этой религии престижность, так как авторитет легионов оставался высоким. При этом митраизм оставался преимущественно сельской религией, тогда как христианство распространялось среди горожан. Популярен митраизм был и в Риме, в котором археологи обнаружили около ста святилищ. Следы присутствия митраизма обнаружены во всех бывших римских провинциях.

Не сохранилось данных о гонениях на митраистов. Некоторое понимание отношения римских властей к митраизму может обрисовать тот факт, что во времена Марка Аврелия, отметившихся большими гонениями на христиан, учение митраистов распространялось в Риме, а его наследник император Коммод уже сам активно участвовал в отправлении культа Митры. Другой римский император Аврелиан в III веке построил большой храм Солнца в Риме (почитание солнца было важным аспектом митраизма).

Стать подлинно всеобщей религией митраизму до конца так и не удалось. Причиной этому был ее «мужской» характер — до участия в службах допускались только мужчины. В II—III века участие женщин в религиозных службах превратилось в норму, и подобное ограничение выглядело архаично. Главный соперник митраизма, христианство, в свою очередь, демонстрировало в эпоху поздней Римской империи просто революционный эгалитаризм, привлекая в свои ряды неофитов из всех социальных слоев.

Интерьер храма Митры в Сутри, Италия. Фото: Stefano Costantini / Flickr

Интерьер храма Митры в Сутри, Италия. Фото: Stefano Costantini / Flickr

Интересный исторический вопрос представляет собой и сходство митраизма и христианства. Обе религии учили спасению души благодаря следованию нравственному кодексу, данному Богом, который воплотился в человеческом теле. Даже рождество Христа и Митры праздновалось в один день — 25 декабря.

После Миланского эдикта императора Константина начинается постепенное сращение церкви и государства. Император нуждался в массовой поддержке, поэтому пошел на шаг, на который не решался никто из его предшественников — признал христианство. Тем самым он обеспечил себе поддержку большого числа жителей империи из разных регионов.

С начала IV века христиане начинают активно борьбу с митраизмом. Началось уничтожение культовых предметов и зданий. Современные археологические исследования показывают, что митраизм окончательно исчез в Римской империи в конце IV века. Параллельно с этой борьбой христианство вытеснило и уничтожило большинство других религиозных культов, которые появились в Римской империи в I—III века нашей эры.

К V веку христианство становится главной римской религией, а среди ее священнослужителей активно растет идея начала религиозной экспансии на соседние с империей варварские народы. Этот процесс активно начнется только после исчезновения империи. Именно христианству предстоит стать одним из фундаментальных оснований европейской цивилизации.

Источники: Зевский Р. Римский митраизм; Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства — М.: Академический Проект, 2012

Швеция сто лет пыталась пересмотреть итоги Полтавской битвы Далее в рубрике Швеция сто лет пыталась пересмотреть итоги Полтавской битвыРоссия в войнах с Швецией в XVIII веке преследовала собственную цель: отнести границу как можно дальше от Санкт-Петербурга

Комментарии

17 июня 2014, 10:29
Вот так оно всегда и просиходит, сначала сильные режут слабых, язычники резали христиан, потом слабые становятся сильными и сами режут слабых, как христиане последователей культа Митры, простые человеческие отношения
17 июня 2014, 11:41
Пять столетий ожесточенной борьбы,сотни и тысячи мученических смертей ,что бы доказать единственно верность библии и христианского учения-вот это я понимаю борьба. А сейчас каждый третий анархист или просто пофигист..
17 июня 2014, 14:17
Подумать только ,что метраизм как религия был популярен на огромной территории и победа христианства была весьма тяжела. Хотя скажем честно не везде оно победило,если посмотреть на карту мира ,то ясно что в итоге ислам и многие другие религии так же популярны в этих регионах сегодня.
18 июня 2014, 09:49
Христианство не обуславливает спасение следованием моральному кодексу. Первым, как известно, спасся разбойник. Вспомним так же как обличаются в Евангелии фарисеи - гробы окрашенные. Мораль для христианина индикатор, а не средство.
18 июня 2014, 10:15
Заметим, Миланский Эдикт провозгласил свободу всех верований, а не устанавливал приоритет христианства. Император Константин стал христианином не по политическим мотивам, а по вере, для которой имел основание - прежде всего стойкость христиан во время гонений. Отметим в скобках, что отказ христиан принести жертву статуе императора вполне разделили бы и иудеи, которые, тем не менее, гонениям в империи (пока не восстали) не подвергались. Кроме того, император Константин завел порядок, согласно которому императоры крестились лишь на смертном одре, поскольку Константин считал, что отправление обязанностей императора не совместимо с христианством. Этот факт говорит об искренней вере, а не политическом расчете. Заметим так же, что византийская концепция симфонии государства и Церкви хоть и очень трудно реализуема на практике, в облости идеологии не имеет достойных альтернатив.
20 июня 2014, 22:53
Статья представляет интерес в аспекте ИСТОРИИ религий,и,в частности, ХРИСТИАНСТВА,которому около 2-х тысяч лет.Но это не самая СТАРАЯ религия из ныне существующих..Каждая религия пробивала свою дорогу к душам у уму людей в борьбе за "свою"правоту.И в этом каждый считал себя правым.И не нам,а тем более по прошествии 2-х тысяч лет,давать оценку "ТЕМ" деяниям.Хотя,повторюсь,историю религии,как составную часть истории ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,знать интересно и желательно.На мой взгляд,наиболее ОЧЕЛОВЕЧЕННОЙ религией является все же ХРИСТИАНСТВО,т.к. БОГ предстал перед людьми в образе Своего Сына -Богочеловека,которого заранее обрек на страдания и принес в жертву во имя искупления грехов людских.
22 июня 2014, 20:22
полуграмотные ляпы в статье начинаются аж с подзаголовка. автору неизвестно даже, что христианство - тоже азиатская религия. или что митраизм возник и распространился раньше христианства, так что это более позднему христианству пришлось с митраизмом конкурировать, а не наоборот
24 июня 2014, 11:27
Христианство как известно зарождалось в рабских катакомбах как навязанный извне механизм послушания огромной массы римских рабов. А митраизм напоминает культ Велеса у славян
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»