В XVI веке Великий Новгород экспортировал по 500 тысяч беличьих шкур в год
Репродукция картины Сергея Иванова «Баскаки» (сбор налога для монголо-татарского хана), конец XIX — начало XX века. Фото: РИА Новости, архив

Репродукция картины Сергея Иванова «Баскаки» (сбор налога для монголо-татарского хана), конец XIX — начало XX века. Фото: РИА Новости, архив

Беличьи шкуры были вытеснены с рынка соболиными, что породило массовую коррупцию и ресурсозависимость страны

В средневековой Европе пушнина была конвертируемой валютой северных стран. Основным европейским экспортером этого ценного ресурса, служившего для создания вещей престижного потребления, были русские земли. Показательно, что первым словом у восточных славян, обозначавшим денежную единицу, было «куна» (его происхождение связывают с куницей).

После монголо-татарского нашествия центр добычи ценных мехов сосредоточился в Новгородской республике. Несколько столетий основным предметом внешней торговли для новгородских купцов была белка. Тогда ее мех официально входил в оброк, собираемый с населения. По мере истощения «беличьего» ресурса и увеличения объемов экспорта из Великого Новгорода активизировались поиски новых «месторождений ценного сырья» — стали посылать экспедиции на восток.

К XVI веку, когда Новгородская республика уже была включена в Московское государство, объемы поставки беличьих шкур в Европу достигли грандиозных масштабов. Только одна партия, вывозимая на ганзейские рынки, составляла 100 тысяч шкурок. В год экспортировалось в среднем полмиллиона единиц этого товара.

Шкуры пользовались большой популярностью — возникал даже их дефицит. Например, еще в XIV веке, в 1391 году, потребность только Лондона в беличьих шкурах составила 350 тысяч единиц. На один костюм английского короля Генриха IV ушло 12 тысяч белок. Чуть меньше шкур (по 10 тысяч) в тот же период использовалось для пошива парадных мантий французских герцогов.

Постепенно белка дешевела за счет распространения дешевой овечьей шерсти. К середине XVI века большинство московских добытчиков меха переключились на соболя. После взятия Казани и покорения Сибирского ханства они получили свободный доступ к неистощимым запасам меха в Сибири. Еще Ермак во время своего похода за Урал успел отправить Ивану IV Грозному в Москву 24 тысячи соболиных, 2 тысячи бобровых шкур и 800 шкур черно-бурой лисы.

Большинство историков связывают сам факт освоения и колонизации Сибири в XVII веке с наращиванием экспорта в Европу ценного меха сибирских животных. Когда истощался один регион, то добытчики меха двигались дальше на восток, пока наконец не достигли Тихого океана. Таким же образом были колонизированы и земли Канады.

Но ключевым отличием России от Канады было средоточие меховой монополии в руках государства. В Сибири в XVII—XVIII веках возникла следующая модель добычи меха: сначала вооруженные отряды отнимали уже выделанные меха; затем русские пришельцы накладывали на туземцев дань в виде определенного количества шкур, а после служивые люди создавали в городах и на крупных трактах таможенные посты, на которых брали пошлину также мехами. Промысел очень быстро приобрел коррупционный характер, для борьбы с которым в Сибирь посылалось еще больше людей. В свою очередь, последние могли там найти средства пропитания, только становясь добытчиками меха.

Со всей Сибири меховой ясак поступал в Тобольский кремль, где тщательно сортировался и оценивался, а затем уже отправлялся в Московский кремль. Постепенно московское государство впадало в ресурсозависимость от экспорта ценной пушнины в Европу. Годовой доход от этой торговли составлял гигантскую сумму в 100 тысяч рублей. До самого конца XVIII века сибирские меха массово шли на экспорт, пока их постепенно не вытеснило с первой позиции зерно.

Источник: А. Эткинд. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России — М.: Новое литературное обозрение, 2013

Комментарии

05 ноября 2013, 09:48
На мой взгляд, лучше убрать датировку картины (под фоторепродукцией), или же её переработать, а то при прочтении получается, будто бы у нас монголо-татарское иго вплоть до ХХ века было...! ))
05 ноября 2013, 09:58
Ну про сбор дани сказано в скобках именно для этого,обратите вниманиеулыбка
05 ноября 2013, 17:56
С тем что происходит сейчас все это запросто может повториться...(
05 ноября 2013, 10:48
Говорят мы и сейчас платим дань монголо-татарам через концерты Земфиры и Алсу
05 ноября 2013, 15:07
Убивать животных ради меха отвратительно и недостойно.
05 ноября 2013, 17:57
Однако испокон веков это было единственным способом выжить для жителей северных широт. Люди не могли всю зиму сидеть у костра,даже поддерживать костер нужно свежим деревом,за которым надо ходить,а ходить то было не в чем,кроме как в шкуре. А на чем спать в пещере? Тоже на шкуре...
05 ноября 2013, 17:58
Правильно, лучше убивать людей, носящих мех, ради животных! ;)
05 ноября 2013, 18:03
Дело в том, что раньше их убивали потому как была такая необходимость - богатые люди хотели носить красивые и теплые одежды. Сейчас же у них есть такая возможность независимо от зверушек, благо текстильная промышленность шагнула невероятно далеко, однако пушных животных продолжают истреблять и шить из них шубы несмотря ни на что. Ну не абсурд ли, кто люди после этого, как не ненасытные твари?!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»