Британия — родина кровавого навета на евреев
«Кровавый навет», Карл де Прево. Источник: heiligenlexikon.de

«Кровавый навет», Карл де Прево. Источник: heiligenlexikon.de

На Руси в людоедстве и свальном грехе обвиняли старообрядцев и сектантов

Кровавый навет — это необоснованное обвинение какой-либо группы людей в том, что она совершает человеческие жертвоприношения и использует их плоть и кровь в ритуальных целях. Он распространялся со времен римских язычников, которые обвиняли христиан в людоедстве: причиной были слухи об обряде причащения, подразумевающего символическое поедание тела и крови Христовой.

Через несколько столетий обвинителями выступили уже христиане. Впервые в истории европейского Средневековья кровавый навет встречается в Норвичском деле 1144 году. Местных евреев обвинили в том, что накануне Пасхи они купили христианского отрока Уильяма и, подвергнув его мучениям, идентичным пыткам, примененным к Иисусу Христу, распяли в Страстную пятницу на кресте.

Во второй половине XII века обвинение евреев в ритуальных убийствах начало широко распространяться по Европе: в Англии, Франции и Испании. В течение последующих четырех столетий истории о еврейских ритуальных убийствах стали постепенно мигрировать на восток Европы. На этом пути к уже ставшими типичными обвинениям добавились легенды о том, что евреи используют кровь жертв в обрядовых и магических целях.

Историческим пиком кровавого навета на евреев в Европе стали XV—XVI века, после чего интенсивность подобных домыслов и обвинений стала снижаться. Этому способствовала, в частности, Реформация, которая переключила общественное внимание на ведьм и на религиозные войны между христианами.

Во многом по этой причине кровавый навет практиковался только в Восточной Европе, в Речи Посполитой, где тогда проживала уже большая часть еврейского населения, а католическая церковь по-прежнему сохраняла сильные позиции. Здесь он был распространен вплоть до середины XX века.

Показательно, что средневековая Русь, будучи дальней европейской периферией, была почти не знакома с легендой о ритуальном убийстве у евреев. Но по мере вхождения территорий Речи Посполитой в состав Московского государства, а затем Российской империи кровавый навет все больше распространяется и среди православных. В Москву он приходил, главным образом, с полемичными трудами украинского священства, аккумулировавшими всю обвинительную базу евреев от Альбиона и Пиренеев до Карпат и Полесья.

Однако, придя в Россию в середине XVII века, кровавый навет дал неожиданные всходы. Дело в том, что это заимствование совпало с началом церковного Раскола в русском православии и последовавшим за ним религиозным брожением, приведшим к появлению в XVII—XVIII веках различных сект: хлыстов, скопцов и других. Вплоть до конца XVIII века, когда многомиллионное еврейское население оказалось в составе Российской империи, главным объектом для русского кровавого навета были раскольники и православные сектанты.

Интересно, что здесь кровавый навет сочетался с обвинением в свальном грехе (оргии). Из сочинения в сочинение распространялось одно и то же описание, которое позже вошло в книги по фольклористике. Если девственница во время массовой оргии зачинала ребенка и рожала мальчика, то его после рождения крестили и убивали, а кровь использовали в ритуальных целях. История описывает и более экзотические случаи обвинений в кровавом навете русских сектантов: отрезание у живых женщин грудей и их коллективное поедание. Подобные обвинения в русском обществе существовали вплоть до 1917 года, хотя и далеко не всегда становились источником судебных делопроизводств.

Пиком же использования кровавого навета на евреев в Российской империи стало знаменитое дело Бейлиса 1913 года, когда в ритуальном убийстве ученика духовного училища Андрея Ющинского обвинили киевского промышленника Менахема Менделя Бейлиса. В тот момент за Бейлиса вступилось все просвещенное российское общество. В результате его оправдал суд присяжных.

Источник: Панченко А. А. Христовщина и скопчество — М.: ОГИ, 2004.

Читайте в рубрике «История» Семеро пойдут, Сибирь возьмут!Каникулы в Историю. Серия пятая. Семеро пойдут, Сибирь возьмут!

Комментарии

15 октября 2013, 11:07
Как знать - может римские язычники в чем-то были правы... Однако в конце концов Римская империя сама с головой погрязла во грехе..!
15 октября 2013, 12:28
Маньяки есть во все времена и религия здесь выступала в качестве оправдания.

Представьте себе организованный коллектив чикатил, решивших объяснить народу, почему надо поедать мясо людей....
15 октября 2013, 12:51
Какие-то ужасы вы здесь пишите. Но то, что за христианской религией очень много крови, это верно.
16 октября 2013, 13:15
За католическим, но не за православным христианством, не путайте теплое с мягким
15 октября 2013, 14:23
Всякая религия основана на крови, люди так и не внемли тому чему их учили пророки устами Всевышнего, а потому и веры этим религиям нет! Еще более грустно оттого что некоторые современные ведущие религии до сих пор приносят кровавые жертвы и настроены враждебно по отношению к иноверцам...(
15 октября 2013, 16:46
Сейчас христиане смирные стали, как овечки, а раньше людей резали как мясники. Сколько женщин молодых на кострах сожгли - не счесть. Хуже чем сегодняшние ваххабиты были.
15 октября 2013, 23:50
Дело Бейлиса имело совсем другой результат.Мы обсуждаем фальшивку.
16 октября 2013, 15:43
Скорее, кажется мне, здесь не приведены факты одни общие слова....
15 октября 2013, 23:51
Судебный процесс в 1913 г . над евреем-хасидом Менделем Бейлисом, обвиненным в ритуальном убийстве православного мальчика, ученика Киево-Софийского духовного училища Андрюши Ющинского, был событием, за которым следил весь мiр. Суд присяжных признал доказанным факт такового убийства со всеми установленными экспертизой признаками ритуального, совершенного на территории еврейского кирпичного завода (с тайной синагогой); но в вопросе вины лично Бейлиса голоса присяжных разделились поровну (6:6), что по юридическим нормам трактовалось в пользу обвиняемого, и он был оправдан.

Дело Бейлиса имело огромные внутриполитические и внешнеполитические последствия для России. По оценке адвоката Бейлиса О. Грузенберга, этот процесс был « смотром сил », боровшихся против царской власти, и он «похоронил надежды на возможность мирного разрешения исторического конфликта» между русской властью и еврейством. С этой точки зрения данный исторический материал не утратил своего значения и поныне, тем более что в нем, как в капле воды, выявились суть и методы действий указанных сил, активных в России и в наши дни.

Стенографический отчет судебного процесса был опубликован в трех томах в 1913 г . по инициативе газеты "Киевская мысль", отражавшей интересы еврейской стороны. Переиздается впервые, в сжатом виде, с комментариями, иллюстрациями и приложениями.
16 октября 2013, 13:14
.......интересно, ликер Бейлис просто позаимствовал раскрученный бренд?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»