Новости – Донбасс












Донбасс
Раскол в стане «Шахтера»

Болельщики команды «Шахтер». Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Как война в Донбассе развела фанатов местного футбольного клуба по разные стороны фронта
1 июля, 2015 07:27
9 мин
С началом войны на юго-востоке Украины футбольный клуб «Шахтер» из Донецка сменил прописку. Теперь его тренировочные базы находятся во Львове, Полтаве и Киеве.
Вместе с клубом Донецк покинула и часть его болельщиков. В основном это были те из них, что входили в число ультрас — футбольных хулиганов, которые устраивали беспорядки на стадионах и сходились в рукопашной с противниками из других клубов. Еще во время Майдана-2014 ультрас «Шахтера» заявили о своих националистических взглядах: позже некоторые из них присоединились к батальонам нацгвардии Украины, воюющим на Донбассе. Другая часть болельщиков «Шахтера» осталась в Донецке, поддержав ополченцев и новую власть.
«Русская планета» выясняла, как война расколола фанатов футбольного клуба из Донецка на два лагеря.
Свободный от ультрас
«Они почти все там, на Украине», — говорит о футбольных хулиганах «Шахтера» молодой человек, который категорически отказывается назвать свое имя. Отказывается — потому что до начала войны в регионе он и сам был в числе донецких ультрас и стоял в знаменитом 111-м секторе стадиона «Донбасс-Арена», который отдавали футбольным фанатам.
Война в корне изменила его отношения с бывшими друзьями по клубу. Покинувшие «Донецк» ультрас угрожают тем, кто остался: называют предателями и обещают приехать и учинить расправу. И этот факт — еще одна причина, по которой мой собеседник не называет свое имя: «Я с ними стараюсь не общаться. Контактирую только с российскими болельщиками, а не с ними».

Участники марша единства болельщиков перед матчем «Динамо» (Киев) — «Шахтер» во Львове
Участники марша единства болельщиков перед матчем «Динамо» (Киев) — «Шахтер» во Львове. Фото: Павел Паламарчук / РИА Новости
До войны численность болельщиков донецкого футбольного клуба «Шахтер», по оценке администрации клуба, составляла около 3 млн человек. Это почти втрое больше населения самого Донецка, но в число болельщиков, как объясняли в клубе, входили также уроженцы соседних городов и областей.
Украинские спортивные издания называют другое число болельщиков — не более миллиона человек, да и то миллион — это верхняя планка, куда записали всех: и тех, кто болел дома, и тех, кто называл себя болельщиком, но по факту мало следил за судьбой клуба. Активных фанатов, которые ходили на стадион, не более 25–30 тысяч человек. Примерно 1,5–2 тысячи из них и составляют хулиганы-ультрас: с началом боевых действий в регионе они практически в полном составе покинули Донбасс, поддержав Украину. Вскоре некоторые из них вернулись — в статусе добровольцев украинской нацгвардии отвоевывать регион у ополченцев.
«Болельщики донецкого "Шахтера" отправляются на восток Украины, чтобы в составе батальона "Азов" сражаться с террористами», — писал в августе 2014 года украинский портал «Сегодня». В своем твиттере на фоне фотографии с частями АК-47 и флагом Украины сами фанаты написали: «Пусть наша кровь станет им (ополченцам. — РП) ядом смертельным».
Твиттер-аккаунт фанатов «Шахтера» пестрит националистическими лозунгами и ссылками: футбола здесь едва ли не меньше, чем политики. Фанаты призывают собирать деньги в поддержку соратников, воюющих в рядах нацгвардии, и сообщают новости из их жизни: «Крот Ж., которого переехал танк в Широкино, чувствует себя нормально. Готовится к еще одной операции». Они называют друг друга «кротами», потому что крот — символ «Шахтера».
«Ультрас уехали с Донбасса, потому что была информация, будто новые власти региона открыли на них охоту за поддержку Майдана, — говорит Иван, уроженец Донецка, близкий к футбольным кругам. — Ходили слухи, что среди фанатов есть пропавшие без вести еще год назад и что, возможно, их уже не найдут».
Группировка фанатов донецкого «Шахтера» во время киевских беспорядков 2013–2014 годов открыто встала на сторону Евромайдана: фанаты вышли на площадь Донецка, чтобы защитить митинг в его поддержку от «титушек». После референдума и провозглашения независимости Донецкой Народной Республики разразился скандал: по словам самих фанатов, в руки полиции, а затем и властей ДНР попали списки всего 111-го сектора. Тогда-то ультрас и заявили, что на них началась охота как на неблагонадежных, а вскоре многие покинули регион.
В ДНР открещиваются от обвинений в охоте на ультрас. «Лидер донецких фанатов, известный своими проукраинскими взглядами, вполне нормально живет в Макеевке, и никто его не трогает. Я лично общаюсь в «ВКонтакте» с девушкой, которая также любит Украину, и не провожу розыск места ее проживания, хотя мне известна ее настоящая фамилия. Зачем?» — заявил ополченец с позывным «Варяг» в интервью местному новостному порталу.
Донецкие ультрас известны своим национализмом. Еще в 2011 году МВД Украины вызывало ряд наиболее радикальных фанатов «Шахтера» на «беседы». От них требовали отказаться от экстремистских кричалок на стадионах, сообщает портал gazeta.ua. Руководство клуба поддержало эмвэдэшников, заявив, что «футбол должен быть свободен от экстремистских проявлений и ксенофобии».
«Пусть все приезжают. Никого не обидим»
— Я так скажу: футбол должен быть без политики. Да, мы и раньше болельщиков из других клубов дразнили: запорожцев называли «бомжами», днепропетровцев — «пердянами». Динамовцы — «мусора». Ну а мы — «кузьмичи». Но это все в шутку было, по-дружески. Не то что сейчас, — говорит 61-летний болельщик «Шахтера», известный в кругах фанатов как дядя Вова.

Болельщик «Шахтера» дядя Вова
Болельщик «Шахтера» дядя Вова. Фото: Елена Горбачева / «Русская планета»
Дядя Вова болеет за донецкий клуб более полувека: впервые он попал на стадион в возрасте пяти лет, его привел отец. Мы встречаемся у стен стадиона «Донбасс-Арена». Дядя Вова рассказывает, как болел за любимую команду, сидя на терриконе.
«Это для вас, москвичей, террикон — просто отвал отработанной породы. А для нас — дополнительные места! Когда стадион не мог вместить всех желающих, организаторы разрешали бесплатно посмотреть матч с отвала. Там даже специально оборудованные скамейки были», — вспоминает он.
Сегодняшняя ситуация, когда одна часть болельщиков называет другую предателями и грозит расправой, кажется дяде Вове странной. По его словам, в прошлом конфликтов между болельщиками не было никогда — ни между клубами, ни тем более между своими: «Когда Союз распался — словно никто и не заметил. Всем было плевать, откуда ты, из какого города. Накал пошел уже позже, вслед за "оранжевой революцией"».
«Ультрасов на самом деле немного. У них всего один сектор был, и там все — молодежь, в основном несовершеннолетняя, — рассказывает приятель дяди Вовы и еще один "кузьмич" по имени Виталий. — Главная задача этих фанатов — народ заводить. Но вот чего я не понимаю: если ты приходишь посмотреть футбол — причем здесь "Слава Украине"? А эти, пока не прокричат "Слава Украине" и не споют про Путина, на игру и не смотрят».
Сейчас «Шахтер» играет на чужбине, «в осином гнезде», полагают болельщики «старой гвардии». Ехать во Львов, чтобы поддержать любимую команду на новом месте, «кузьмичи» не хотят. Несмотря на имеющиеся пропуска (из «зоны АТО» — без них пересечение блокпостов невозможно. — РП), желания идти на матч и сидеть среди чужих людей нет, рассказывают они.
Не получается посмотреть и матчи любимой команды по телевизору. «Нам блокируют трансляции: каналы-то работают, но во время матча "Шахтера" мы видим черный экран с надписью "Запрещено для показа в вашем регионе", — рассказывает Оксана, еще один болельщик "старой гвардии". — Коломойский, видимо, пакостит: многие каналы ему принадлежат. Поэтому мы ищем трансляции в интернете и выводим на большой экран. Собираемся всей компанией у кого-нибудь дома, надеваем майки, шарфики — все как на стадионе».
Любовь к команде — единственное, что продолжает объединять фанатов, волей судьбы оказавшихся по разные стороны фронта. Те, кто остался в Донецке, продолжают верить: рано или поздно команда вернется. Они не против даже возвращения ультрас и готовы вновь делить с ними трибуны.
«Пусть все приезжают, никого не обидим, — говорит дядя Вова и добавляет: — Но прыгать и скакать не дадим».
Владельцем футбольного клуба «Шахтер» является Ринат Ахметов, самый богатый олигарх Украины.
«Шахтер» уехал из Донецка в 2014 году ― поводом стала начавшаяся в регионе война. Сегодня клуб базируется преимущественно в Киеве, часть ― во Львове и Полтаве.
«Шахтер» был визитной карточкой и символом Донецка: за все годы независимости это была самая сильная команда страны, входившая в десятку лучших клубов Европы.
«Шахтер» ― обладатель Кубка УЕФА (единственный из клубов постсоветской Украины), девятикратный чемпион Украины, девятикратный обладатель Кубка Украины, шестикратный обладатель Суперкубка Украины, четырехкратный обладатель Кубка СССР.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости