Новости – Донбасс












Донбасс
Протезов ополченцам не будет

Фото: Елена Горбачева/ «Русская планета»
Как центр, где лечат жертв войны на Донбассе, прошел путь от всеобщей любви до изоляции
22 июня, 2015 11:30
13 мин
В частном реабилитационном центре в Ростове-на-Дону возвращают к жизни ополченцев и мирных жителей, потерявших одну или несколько конечностей из-за военных действий на Донбассе. Со дня на день персонал и пациенты центра могут оказаться на улице: учреждение, где за время войны прошли реабилитацию более двухсот бойцов, оказалось никому не нужно ― в Новороссии не интересуются его судьбой, а спонсорство с российской стороны иссякло.
Почему люди, получившие увечья на войне, и люди, которые им помогают, оказываются без поддержки, разбиралась «Русская планета».
С миру по нитке
«Это не реабилитационный центр в общепринятом понимании», ― рассказывает Ольга Вязовская, руководитель центра реабилитации ополченцев, потерявших одну или несколько конечностей в войне на Донбассе.

Ольга Вязовская
Ольга Вязовская. Фото: Елена Горбачева/ «Русская планета»
Хирург по образованию, в мирной жизни Ольга не проработала по специальности ни дня ― до того момента, как началась война. Женщина родом с Центральной Украины, боевые действия застали ее в Славянске. По ее словам, с началом войны многие врачи бежали из осажденного города, и в больнице осталось лишь несколько человек. Тогда ей и пришлось вспомнить, как держать в руке скальпель. «В один день мы провели 24 операции, притом что в нашем отделении было всего два хирурга. У нас были ужасные условия: не было ни света, ни воды. Зашивали раны при свете фонариков. Нам было очень тяжело, но даже в таких ужасных условиях было понятно: вот там ― враг, вот здесь – мы».
Идея создания места, где раненые смогли бы находиться до момента протезирования, остро встала еще в сентябре прошлого года ― тогда Ольга приехала в Ростов-на-Дону из Крыма с группой раненых, проходивших курс лечения. «Первая и главная помощь бойцам на тот момент уже была оказана. Но нужно было не лечебное место, где ребята смогли бы восстановиться и отдохнуть», ― рассказывает она. В самом начале пути главной проблемой было психическое состояние раненых. Люди чувствовали себя никому не нужными, были подавлены. Было тяжело вернуть им веру в завтрашний день, а многим было просто некуда возвращаться.
Среди пациентов реабилитационного центра в основном ополченцы, выходцы с Украины ― уроженцы как Донецкой и Луганской, так и других областей. Есть и граждане России, отправившиеся на войну добровольцами. Медицинская помощь оказывается всем, вне зависимости от гражданства.
«Изначально речи о создании именно специализированного центра не было. Сначала у нас появилось помещение: мы арендовали небольшую квартиру, и в какой-то момент на 65 квадратных метрах оказалось почти 19 человек, включая меня и мужа. Из них двое бойцов, потерявших зрение полностью, остальные ― без рук, без ног, а у меня токсикоз: я была в положении. Я связалась со своим командиром на тот момент ― Игорем Стрелковым, попросила у него помощи. На средства, выделенные его движением "Новороссия", мы арендовали дом побольше в пригороде Ростова-на-Дону сроком на полгода. А затем, когда число людей увеличилось, арендовали другой дом, большей площади. Волонтеры помогли обзавестись мебелью и предметами первой необходимости. Региональные общественные организации помогли с поставками продовольствия, оплатой счетов. Ключевым моментом стала договоренность с одним из предприятий, производящих протезы в Ростове-на-Дону: для нас там сделали очень большую скидку», ― вспоминает Ольга.
В первое время работы центра, по словам Ольги, финансовых проблем не было: своевременная помощь, оказанная фондом «Новороссия», позволила не думать о бытовых проблемах и полностью сосредоточиться на реабилитации. Ольга признается, что были проблемы с арендой дома: «Мы отдаем себе отчет в том, что в Ростове мы в гостях. Конечно, мы не скрывали от хозяев, для каких целей ищем помещение, и они переживали, что здесь будет так много народу. Мы получили много отказов, прежде чем нашли этот дом».
В настоящий момент в центре находятся 16 человек. В работе Ольге помогают ее муж и еще два единомышленника: Игорь и Алена. Наемных работников у центра нет, всё ― будь то работа на кухне или бытовые хлопоты ― делают сами пациенты. Можно сказать, это тоже часть реабилитации. Кто-то готовит еду, кто-то чистит картошку. Подмести и вымыть пол можно, например, не вставая с коляски. Простую медицинскую помощь, например перевязки, бойцы делают друг другу самостоятельно. Те, кому прописан массаж, ездят на сеансы в местные медучреждения.

Реабилитационный центр
Реабилитационный центр. Фото: vk.com/pomosh_ranenim_novorossii
Кто-то из местных жителей одолжил центру автомобиль: старенькая советская машина заводится, конечно, не с первого раза, но свои функции выполняет. Как рассказывает Ольга, психологи в центр не приходят: «Ребята и есть самые лучшие психологи друг для друга». Женщина рассказывает, что к ним приезжают их бывшие пациенты, помогают опытом и делятся советами, как приспособиться после таких ранений к нормальной жизни. К людям, проходящим реабилитацию, часто приезжают родственники ― жены и дети, они живут здесь же, поскольку большинство из них ― из ДНР и ЛНР, и у них нет денег, чтобы оплатить номер в гостинице.
«Дом» без дома
Не так давно финансирование центра прекратилось, говорит Ольга. Сейчас центр уже просрочил платежи по аренде дома – она была оплачена до 15 июня, и, если денег на ее продление не найдут, раненые бойцы и персонал окажутся на улице. Арендодатель уже попросил освободить помещение, но пока Ольге удалось уговорить его повременить с выселением.
Почему финансовая помощь прекратилась, Ольга не знает: по ее словам, одна из общественных организаций, прежде помогавшая им, в настоящий момент реформирует свой филиал в Ростове, и, возможно, проблемы носят исключительно технический характер. «Поехать к Стрелкову в Москву, чтобы поговорить и снова попросить помощи, я не могу: у меня ведь маленький ребенок на руках. Да и пациентов я не оставлю. По телефону такие вопросы решать очень сложно: ведь мы в Ростове, а они ― далеко, в Москве». Ольга не сдается и просит о помощи через интернет. Правда, по ее словам, пока что на карточку было переведено всего 1,5 тысячи рублей.
Из-за финансовых проблем Ольге пришлось озаботиться вещами, которые раньше не приходили в голову: например, регистрация фонда, создание страницы в сети интернет и социальных сетях — так называемый пиар. «В самом начале мы не задумывались о целенаправленной работе в этом направлении. Я никогда в жизни не собирала деньги ни на что и не имею понятия, как это делать. Пока что все, что я могу, ― написать обращения в интернете с просьбой помочь и опубликовать банковские реквизиты». В ближайшее время в планах ― связаться с юристами: необходимо решить, в каком виде зарегистрировать центр, чтобы продолжать оказывать помощь раненым. Скоро будет готов и сайт: называться он будет «Центр волонтерской помощи "Дом"».
Представители ДНР и ЛНР вообще ни разу не связались с ними, чтобы уточнить состояние здоровья своих граждан и предложить помощь, говорит Ольга. Единственное общение с властями Новороссии ограничилось коротким разговором с одним из депутатов ДНР: депутат, по словам Ольги, сообщил, что в Донецке все обследования для раненых ополченцев производятся на платной основе. «Здесь же, в России, мы оплачиваем только протезы».
Военные и гражданские
Большинство ополченцев ― выходцев из ДНР и ЛНР — отказались общаться с корреспондентом РП: они переживают за своих родных, оставшихся на Украине, и боятся, что им может грозить опасность. Зато российский доброволец из Екатеринбурга по имени Василий согласился рассказать историю о том, как получил ранение и попал сюда. Василию 28 лет, он был ранен 23 марта в районе Донецкого аэропорта. Сперва его лечили в Донецке: ампутировали часть правой ноги ниже колена. Пока Василий ждал переправки в Ростов-на-Дону, его состояние ухудшилось, начался некроз, и уже в Ростове было ампутировано и колено. Василий говорит, что по вопросам реабилитации к нему первыми обратились волонтеры: «Мне позвонили, спросили, нужно ли мне протезирование. Я ответил ― нужно. Мне протез не стоил ни рубля: нашелся человек, который вызвался оплатить его изготовление. Мерки для протеза уже сняты, через месяц получу».

Василий пациент реабилитационного центра
Василий, пациент реабилитационного центра. Фото: Елена Горбачева/ «Русская Планета»
Первым делом Василий решил вернуться в Донецк: говорит, хочет поблагодарить ребят из подразделения «Сомали», которые под огнем вытащили его с поля боя. «Я ведь всего шесть дней на передовой провел, как приехал. Мне надоело смотреть по телевизору, как мирные люди гибнут. При этом я смотрел и украинские каналы, сравнивал, оценивал ― кто врет больше».
После получения протеза Василий вернется домой, к жене и детям. Он бывший десантник: сперва служил в армии по призыву, затем пять лет провел в ВДВ, потом ушел на гражданку и занимался разведением птицы. Говорит, что полученное увечье занятиям птицеводством не помеха. Василий мечтает отпраздновать 2 августа по всем традициям, но не пьяным купанием в фонтане, а так, как это делают настоящие десантники: прыжком с парашютом. Правда, с протезом это сделать самостоятельно не получится, придется прыгать с инструктором, сокрушается Василий.
На вопрос, не жалеет ли он о том, как все вышло, молодой человек уверенно отвечает, что не жалеет ни капли. «Вот когда Донбасс проиграет ― тогда и пожалеем. Вся Россия пожалеет».
Помогает центр и гражданским лицам. Лев Георгиевич Афенченко ― из Первомайска. Его ранило осколком в ногу в тот момент, когда 69-летний мужчина шел за водой. В результате правую ногу пришлось ампутировать. Сперва Льва Георгиевича отправили на лечение в Стаханов, затем ― в Симферополь, и в конце концов он оказался в Ростове. Протез для него был готов еще в феврале, но Лев Георгиевич боится возвращаться назад. Он не знает, цела ли его квартира. Связи с родными тоже нет: его старший брат проживает на территории Украины, и пенсионер боится навредить ему своим звонком. С тех пор пенсионер живет при реабилитационном центре.
Чьих, пациенты, будете?
Проблема реабилитации людей, получивших увечья в ходе боевых действий, стоит в непризнанных республиках очень остро. На данный момент система помощи далека от совершенства.
В Министерстве обороны помогают раненым своими силами — так сказали представители ведомства в комментарии «Русской планете». В Минздраве комментировать что-либо отказались и посоветовали обратиться за комментариями о реабилитации раненых в Министерство труда и социальной политики. Там ответили, что помощь в протезировании оказывается на уровне местных региональных властей. Любой человек может прийти в региональное отделение министерства по месту прописки с соответствующей справкой от врача и встать на учет для последующего протезирования, сообщили РП в Минтруда и социальной политики. Предприятие по выпуску протезов в Донецке существует и функционирует, несмотря на проблемы с сырьем и комплектующими.
При этом, например, Первый военный госпиталь Донецка, где сегодня находятся десять пациентов, потерявших одну и более конечностей, вообще оказался вне ведомств. «Оказалось, что госпиталь наш долгое время никем не был признан ― ни Министерством обороны, ни Минздравом, хотя за год через наше учреждение прошло больше 10 тысяч человек», ― рассказывает Ольга Долгошапко, врач-хирург больницы. Многих раненых впоследствии переправляют на лечение в Россию.
По ее словам, летом Минздрав начал комплексную проверку учреждения: вполне возможно, госпиталь перепрофилируют в реабилитационный центр. Другая проблема, по словам врача, ― это военно-врачебная комиссия. Чтобы раненый в ходе боевых действий получил соответствующие документы и компенсацию за ранение, требуется вердикт врачей о том, при каких обстоятельствах была получена травма. Такой комиссии, по словам Долгошапко, сейчас нет, из-за этого возникают проблемы с постановкой на учет по вопросам протезирования.
Комментировать бедственное положение ростовского центра в министерствах Новороссии отказались. В неформальной беседе источники, близкие к министерствам, объяснили этот отказ тем, что центр находится в России, в то время как у правительств непризнанных республик достаточно проблем, требующих решения, и на своих территориях.
Связаться с центром реабилитации в Ростове-на-Дону и предложить помощь можно через страницу «ВКонтакте»: https://vk.com/pomosh_ranenim_novorossii
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости