Неделя о расслабленном
Картина «Исцеление расслабленного ( Овчая купель )». Художник Николай Бруни

Картина «Исцеление расслабленного ( Овчая купель )». Художник Николай Бруни

Евангельская история о том, как вера врачует тело и душу

В четвертую неделю (воскресенье) после Пасхи Русская православная церковь вспоминает евангельскую историю о расслабленном, которого исцелил Христос. Нехитрый библейский сюжет учит, что искренняя вера может избавлять от недугов, причем не только телесных, но и душевных.

История

Расслабленными в Евангелии называли тех, кто был болен настолько, что не мог самостоятельно передвигаться, а также тех, кто из-за телесной болезни приобрел и психическую слабость. Все чаще мы болеем депрессией — болезнью XXI века, вызванной не физическим недугом, а бессилием разума и отсутствием воли. Апатия, упадок сил, состояние, когда ничего не хочется: как это знакомо нам, современным россиянам. И хочется лишь одного — расслабиться и ничего не делать.

Но вернемся в библейские времена. В Иерусалиме был небольшой водоем, использовавшийся для омовения жертвенных животных. Назывался он Овечьей купальней, или овчей купелью. Среди местных жителей водоем был известен как место, где больные и немощные могли получить исцеление, окунувшись в воду, не брезгуя тем, что до них здесь купались овцы да волы. Еще в VIII веке до Рождества Христова вокруг водоема (на самом деле их было два, расположенных неподалеку друг от друга) выстроили купели — для удобства купания. Место было настолько популярным, что вплоть до IV века, если верить святителю Кириллу Иерусалимскому, там постоянно собирались болящие.

Согласно преданию, в те воды периодически сходил сам Ангел Господень, возмущая воду. И кто первый входил в нее, тот выздоравливал, чем бы ни был болен, пишет евангелист Иоанн. В Священном Писании сказано, что Христос, придя в купальню, заговорил с одним из больных, сидевших на берегу. Тот сообщил Спасителю, что болен вот уже 38 лет.

«Хочешь ли исцелиться?» — спросил Христос. Мужчина кивнул и обреченно добавил, что нет у него родных или друзей, кто помог бы ему спуститься в купальню: «Когда я прихожу — другой уже сходит прежде меня». «Тогда встань, возьми постель твою и ходи», — сказал ему Иисус. И в ту же минуту мужчина исцелился и сделался совершенно здоровым. Иудеи, узнав о чуде, пытались узнать, кому же расслабленный обязан чудесным избавлением от болезни. Мужчина не знал, что это был сам Христос, и скромно ответил: «Кто исцелил — тот мне сказал: возьми постель твою и ходи».

Выздоровев, человек тот первым делом поспешил в храм поблагодарить Господа. В храме его повстречал Христос и сказал ему: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

И больше не греши

Почему именно этот нехитрый сюжет имеет такое большое значение для православных христиан? «Каждый должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель поставил расслабленному: ты болен, ты расслаблен и душой, и телом. А хочешь ли ты стать цельным, исцелиться? И каждый из нас сразу же, вероятно, ответил бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы мы задумались над тем, что значит получить от Бога исцеление, — разъясняет смысл истории митрополит Антоний Сурожский. — И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего чтения: ты стал цел; смотри, не согрешай, как бы что худшее тебе не случилось... Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно за собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность».

Слабость души куда опаснее слабости телесной. Именно наши грехи ведут к болезням, пишет святитель Иоанн Златоуст: «Мы остаемся бесчувственными, когда в нас сильно страждет душа, а когда тело получает хотя бы малое повреждение, то употребляем все усилия, чтобы излечить его от недуга, потому что чувствуем боль. Поэтому-то Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание». Так и Христос поступил с расслабленным, исцелив тело, вслед за которым обязательно должно последовать и душевное исцеление, подкрепленное советом Спасителя: «не греши больше».

И снова знакомая картина. Человек, перенесший болезнь, всегда получит от врача совет, как изменить образ жизни, чтобы не заболеть вновь. Но следуем ли мы этим рекомендациям? Так же и с грехами. Не зря Иисус попросил мужчину больше не грешить — причиной его немощи были именно грехи. 

Апостол Иоанн Богослов: последний из двенадцати Далее в рубрике Апостол Иоанн Богослов: последний из двенадцатиИз ближайших учеников Христа он один смог дожить до старости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»