Новости – Религия
Религия
«Николай Чудотворец сам за руку ведет»
Великорецкий крестный ход — самый многолюдный и протяженный паломнический путь в стране. Фото: Артем Стариков/ТАСС
Как Великорецкий крестный ход за 600 лет превратился в событие общероссийского масштаба
3 июня, 2016 15:15
7 мин
С 3 по 8 июня по Кировской области пройдет Великорецкий крестный ход — самый многолюдный и протяженный паломнический путь в стране. За шесть дней верующим предстоит пройти 150 км от Свято-Серафимовского собора Кирова до села Великорецкое, расположенного на берегу реки Великой, и вернуться обратно. «Русская Планета» узнала, как формировалась, крепла, была уничтожена и возродилась многовековая традиция Великорецкого крестного хода.
«Увидел сияние светозарных лучей»
История Великорецкого крестного хода началась в 1383 году. По преданию, на берегу реки Великой крестьянину Семену Агалакову из деревни Крутицы Орловского уезда Вятской губернии явился чудотворный образ святителя Николая.
Первое чудо от иконы произошло в деревне Крутицы, куда Семен Агалаков принес ее. Односельчанину Иоанну, который не мог ходить и много лет «лежал в расслаблении», явился во сне Святитель Николай и повелел поцеловать его образ с верой в исцеление. Тот так и поступил, и чудо свершилось. Молва о чудотворном образе разнеслась по всей округе, люди стали приходить на место явления иконы за утешением и исцелением. Там вскоре построили деревянную часовню.
— В XIV веке территория Вятского края еще не освоили полностью русские поселенцы, часть оставалась под контролем языческих племен, — рассказывает корреспонденту РП историк Анатолий Лысенко. — Периодически возникали вооруженные столкновения. Во время одного из набегов черемисов образ святителя Николая Чудотворца мог быть уничтожен. Чтобы уберечь его от поругания, в 1392 году жители города Хлынов (Киров. — РП) перенесли икону в безопасное место, за неприступные городские стены. И тогда же хлыновцы дали обет, что ежегодно будут приносить образ Николая Великорецкого на место его явления на берегу реки Великой. Так возник Великорецкий крестный ход, который стал одной из наиболее древних традиций Вятских земель. Ей более 600 лет.
Спасенная в извести
В Хлынове великорецкая икона святителя Николая хранилась в главном городском храме Прокопия Устюжского. Но позднее для нее построили новый Никольский собор, ставший главным храмом города. В 1521 году образ был помещен в драгоценный оклад.
— В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного и по благословению патриарха Макария великорецкую икону впервые доставили в Москву, где ее торжественно встречал сам государь со всей свитой, — рассказывает корреспонденту РП историк Виктор Хохрин. — Один из пределов строящегося собора Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Для нового храма сделали список с чудотворного образа. И встреча, и проводы иконы сопровождались торжественными крестными ходами.
Обратный путь в Хлынов оказался для чудотворного образа непростым. Маршрут проходил через Вологду, которую в то время осадили остатки татарского войска, разбитого под Казанью. Чтобы уберечь святыню, ее временно закопали в известь поблизости от Ильинского монастыря. Там она и хранилась до тех пор, пока защитники города не одержали победу и не написали Ивану Грозному, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая».
— В Вологде там, где хранилась великорецкая иконы, построили Александро-Невскую церковь «на извести», — добавляет Виктор Хохрин. — А в 1916 году Великорецкая икона побывала в Москве еще раз. Недавно избранный царь Михаил Романов повелел привести святыню в сожженную поляками столицу, чтобы утешить горожан, тяжело переживающих последствия смутного времени.
В 1668 году в церковном календаре указом архиепископа Вятского и Великопермского Александра днем празднования явления был определен день Великорецкой иконы святителя Николая — 24 мая (6 июня по новому стилю).
«С чистым сердцем к пречистому образу»
Вплоть до 1777 года Великорецкий крестный ход совершался водным путем — по рекам Вятке и Великой. Начальной точкой маршрута был кафедральный собор Вятки, где хранился образ Николая Великорецкого.
В 1878 году Вятский епископ Лаврентий утвердил сухопутный путь крестного хода. С тех пор маршрут пути больше не изменялся.
— В 1935 году вятский кафедральный собор был уничтожен атеистической советской властью. Часовня на берегу реки Великой также была разрушена. Самая почитаемая на Руси икона святителя Николая была утрачена — к сожалению, безвозвратно, — говорит Анатолий Лысенко. — Великорецкий крестный ход официально не был запрещен: это не понадобилось, поскольку больше не было образа, который можно было принести к месту его обретения. Однако паломники еще долгие годы продолжали приходить к святому месту на реке Великой с маленькими иконками Николая Чудотворца.
В годы Великой Отечественной войны, когда отношения между советской властью и православной церковью ненадолго потеплели, количество паломников начало расти. Тенденция сохранилась и после Победы. Поэтому в 1959 году паломничество к реке Великой было официально запрещено. Великорецкая церковь была закрыта и разорена, а вокруг нее установлены полицейские кордоны, отлавливавшие нарушителей. И тем не менее многие верующие ухитрялись миновать их, пробираясь через лес.
«Крестный ход землю освящает»
В 1989 году митрополит Вятский и Слободской Хрисанф обратился к правительству СССР с просьбой разрешить паломничество к реке Великой и возобновить крестный ход. Власти пошли на уступки: богослужение на месте явления чудотворного образа проводить разрешили, а вот крестный ход из Кирова так и остался под запретом. Его дозволили совершать лишь из ближайшего села Чудиново, расположенного в 10 км от места явления чудотворной иконы.
Многовековая традиция проведения Великорецкого крестного хода возродилась в 1992 году, на следующий год после развала СССР. Впервые получив разрешение светских властей, верующие отправились в путь по историческому маршруту со списком иконы святителя Николая Чудотворца. В 2000 году указом патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Великорецкому крестному ходу был присвоен статус Всероссийского.
— С каждым годом Великорецкий крестный ход становится все более массовым. В 2008 году в нем приняли участие более 30 тыс. верующих, а в прошлом году — уже свыше 90 тыс. человек, — сообщил корреспонденту РП секретарь Вятской епархии иерей Виталий Лапшин. — В этом году в нем также примут участие десятки тысяч верующих со всей России, стран ближнего и дальнего Зарубежья.
Многие кировчане уже начали готовиться к участию в Великорецком крестном ходе.
— Первый раз, когда я решила отправиться в путь, очень боялась, сомневалась, выдержу ли? Все-таки не девочка уже, здоровье не то, — делится впечатлениями с корреспондентом РП жительница Кирова Светлана Микешина, собирающая принять участие в Великорецком крестном ходе в седьмой раз. — Успокоилась, когда увидела, что рядом со мной идут и пожилые люди, и молодые пары с грудными детьми. Особенно мне запомнилась женщина с четырьмя малышами, младшего из которых она везла в коляске. Ни разу ни видела, чтобы хотя бы один из них плакал или жаловался — все они тоже прониклись торжественностью события, наравне с взрослыми пели акафисты, читали молитвы. Атмосфера на крестном ходе и вправду особая. Чувствуешь, как обретаешь мир и покой, как нисходит благодать. Чувствуешь, что сам Николай Чудотворец тебя за руку ведет. А вообще, всем кто сомневается, хочу сказать, что не нужно бояться трудностей. Это огромное счастье — идти рядом с братьями и сестрами по вере. Крестный ход и землю освящает, по которой люди ступают, и самих людей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости