Тихвинская икона, заступница Руси
Тихвинская икона Божией Матери. Источник: artefact.com.hr

Тихвинская икона Божией Матери. Источник: artefact.com.hr

Богородица сама указала своей иконе путь в Россию

9 июля Русская православная церковь отмечает день Тихвинской иконы Божией матери. Эта икона сама выбирала место своего пребывания. Через свой образ Богородица не раз спасала Русь от врагов.

Перо апостола

Считается, что образ этот создан еще при жизни Богоматери и принадлежит перу евангелиста Луки. Апостол приехал к уже пожилой Марии, чтобы записать подробности рождения Христа для своего Евангелия, а в результате написал первую икону Богородицы. Увидев результат его работ, Она благословила свои образы: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Всего Лука нарисовал около 70 икон, однако до наших дней они, к сожалению, не сохранились: когда мы говорим о том, что та или иная икона создана евангелистом, мы имеем в виду сам образ, художественные особенности изображения.

Именно Лука впервые создал два канонических образа Божьей Матери: «Умиление» (Елеуса), где Младенец Христос прильнул щекой к Богоматери, и «Путь указующая» (Одигитрия), где Божья Матерь и Младенец смотрят прямо на зрителя. Считается, что именно к перу Луки восходит образ Владимирской иконы Божией Матери, а также Тихвинская икона (образ Одигитрия).

Чудесные путешествия

Этот образ связывают с иконой, находившейся в Константинополе с V века. До этого икона хранилась в Иерусалиме, а прежде — в Антиохии, куда и передал ее сам апостол Лука.

За 70 лет до того, как турки взяли Византийскую столицу, икона чудесным образом перенеслась на просторы Руси. Рассказы о чудесном появлении образа Богородицы — которых, кстати, было несколько — были впервые зафиксированы в письменном виде в конце XV века. Упоминается икона в большом количестве рукописей, в том числе в Воскресенской летописи и в Лицевом летописном своде. Данные из разных источников оформились в «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери».

Впервые икона появилась на Руси в 1383 году, в Новгородских землях.

«В лето 6891 года во области Великого Новаграда, нарицаемой Тихфин, явися икона Пречистые Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руку Своею», — гласит предание. Согласно ему икона плыла над водами Ладожского озера, окруженная сиянием. Образ Богородицы заметили рыбаки, однако икона уплыла дальше. Вскоре ее видели в других местах, недалеко от Тихвина. Жители окрестных деревень горячо молились Божией Матери, и во время очередного явления икона опустилась на землю.

Исследование Тихвинской иконы относит написание образа к концу XIV - началу XV века. Встает вопрос: можно ли считать этот образ одним и тем же с пропавшим Константинопольским образом, или это разные иконы? Предание сохранило подробный рассказ пребывания новгородских купцов в Константинополе. Когда они поделились чудесной историей о появлении иконы в Тихвине с местными священниками, те по описанию узнали «беглянку». «За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас», — с горечью сказал Константинопольский патриарх Матвей. Он поведал гостям, что икона и прежде несколько раз исчезала из Царьграда, и показал купцам место, где она хранилась.

На месте появления иконы в Тихвине люди сразу же построили часовню, а вскоре воздвигли храм, однако Богородица снова исчезла, чтобы появиться в нескольких верстах от Тихвина. На месте каждого явления чудотворного образа люди ставили церковь в честь Богородицы, а каждое появление иконы сопровождалось многочисленными исцелениями. В 1560 году был основан Успенский мужской монастырь, где икона обрела покой. Место, на которое определили икону, было таким же, как в Константинопольском храме: у первого столба, справа от входа. Однако, как покажет дальнейшая история, находиться на одном месте иконе долго не пришлось.

Спасительница

Тихвинскую икону не зря называют заступницей России. Она появилась здесь во времена правления Дмитрия Донского, когда Русь впервые бросила вызов Ордынскому владычеству. Во время нападения на Новгород шведов Богородица уберегла Тихвинскую обитель от разорения, обратив в бегство войско неприятеля. Шведы были поражены неудачей не меньше, чем тихвинцы были поражены чудесным избавлением от врагов, и решили во что бы то ни стало захватить святыню. Новгородцы даже хотели вывезти чудотворную икону из обители куда подальше, чтобы спасти и ее, и город, но Богородица словно отказалась двигаться с места. Даже самые сильные мужчины не смогли достать ее из киота. Икона осталась, а обитель так и не была взята. Тогда же с образа были сделаны несколько списков, разошедшихся по всей Руси и ставших впоследствии чудотворными.

Икона выручала Россию и в XIX веке, во время борьбы с Наполеоном. Список с чудотворного образа защищал тихвинскую дружину ополчения и даже участвовал в знаменитой битве при реке Березине: тогда воинам удалось спасти ризу, снятую французами с образа Тихвинской Божией Матери в Москве, пишет Алла Титова, ведущий библиограф по краеведению

Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова.

Есть также легенда (впрочем, достоверно не подтвержденная), что с одним из таких списков на борту Москву облетел самолет перед наступлением немцев на столицу во время Великой Отечественной войны. Об этом писал православный историк Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия». Согласно этой легенде, в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «изрядно смутившийся Сталин призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы». Тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона «была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин».

Последний путь на Родину

В 1941 году немцы вывезли чудотворный образ из Тихвина сначала в Псков, затем в Латвию. После образ попал в Америку — в Чикаго. Казалось, Богородица уберегала свой образ от гонений на церковь, которые возобновились после войны.

Икона вернулась в Россию лишь в 2004 году. Обязательным условием для ее возвращения было восстановление Тихвинской обители, закрытой в 1920-х годах большевиками. Правда, в 1945 году одну из церквей на территории обители вернули православной общине, но сам монастырь начал возрождаться к жизни лишь в 1995-м, после обращения жителей Тихвина к патриарху Алексию II. Уже через год в стенах монастыря была возобновлена праздничная служба.

Собор всех святых, в земле Русской просиявших Далее в рубрике Собор всех святых, в земле Русской просиявшихПраздник русского духа и святости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»