Святые, не поклонившиеся идолу Чингисхана
Фрагмент иконы «Черниговские чудотворцы князь Михаил и боярин Федор». Москва, XVII в. Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль».

Фрагмент иконы «Черниговские чудотворцы князь Михаил и боярин Федор». Москва, XVII в. Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль».

Сегодня день памяти благоверного князя Михаила Черниговского и боярина Феодора, первых русских святых пострадавших в Орде

Михаил Черниговский родился в 1179 году, родителями его были князь Всеволод Святославич Чермный и Мария-Анастасия, дочь польского князя Казимира II. Среди славных предков князя Михаила – Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Владимир креститель Руси и представители византийской династии Мономахов.

Знаменитых потомков у князя еще больше, достаточно назвать имена старшей дочери Феодулии, она больше известна под именем преподобной Ефросинии Суздальской, и внука, благоверного князя Олега Брянского (примечательно, внук почил в то же день, когда погиб его дед).

Древнерусские летописи говорят, что в 1223 году князь Михаил был участником битвы на Калке. Совет русских князей, который предшествовал битве, решил поддержать половцев, которым угрожали монголы, к XIII веку половцы перестали восприниматься русскими как противники, более того, крещеные половцы были для русичей своими. Монгольские послы, прибывшие в княжескую ставку и призывающие русских князей разорвать союз с половцами, были убиты. Это была первая встреча князя Михаила с азиатскими захватчиками.

С битвы на Калке, где полегла большая часть русского войска, Михаилу посчастливилось вернуться живым. Он княжил в Чернигове и Новгороде, в последнем он приобрел любовь и уважение местных жителей, т.к. соблюдал все вольности, дарованные городу еще Ярославом Мудрым, а для бедных новгородцев он отменил ряд налогов.  

Монгольское нашествие 1237-1240 годов князь Михаил встретил на Киевском престоле. Рязань, Суздаль, Владимир, Торжок, Чернигов и многие другие русские города завоевателями были разорены. Полчища монгол подошли к Киеву, хан Мунке отправил в город посольство с предложением сдаться, но князь Михаил отверг предложение, а послов приказал убить. Чтобы заручиться поддержкой короля Белы IV, князь уехал в Венгрию, но заключить династический союз с венграми удалось лишь три года спустя, когда в 1243 году сын Михаила Ростислав женился на Анне Венгерской.

Через своего поверенного священнослужителя Петра (Акеровича) князь Михаил искал помощи и у западных христиан, папы Иннокентия IV и участников проходившего во французском Лионе собора. Некоторые историки говорят даже о попытках создания антимоногольской коалиции, куда входила партия гвельфов, возглавляемая Иннокентием IV, князья Михаил Черниговский и Даниил Галицкий. Но эта попытка оказалась неудачной.

Не получив поддержки на Западе, в том числе со стороны венгерского свата, князь вернулся в Чернигов. В городе он обнаружил ордынских чиновников, которые пересчитывали горожан, с целью установления дани. Князю они объявили, что ему нужно явиться в Орду для получения ярлыка, подтверждающего право на княжение.

Вместе с Михаилом в ставку хана отправились верный воевода боярин Феодор и юный внук князя Борис. Перед поездкой Михаил испросил благословения у своего духовника епископа Иоанна, вместе с благословением епископ передал князю запасные святые дары – их освящают на литургии Великим постом специально для экстренных случаев. Экстренный случай наступил, князю нужен был ярлык, а его давали лишь там, где не было христианских церквей и православных священников.

В. Смирнов Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя, 1883 г.

Монголы собирали досье на каждого русского князя, агенты Орды имелись повсюду, поэтому им было известно об участии князя Михаила в битве на Калке, приказе убить послов хана Мунке и переговорах с западными «партнерами». Политическая участь Михаила Черниговского была решена, но монголы решили испытать его веру. Когда он прибыл в Орду, Батый повелел православному князю исполнить языческий обряд, пройти сквозь огонь, поклонится языческим истуканам и помолиться «на юг» духу Чингисхана. Об этом языческом обряде монголов свидетельствует францисканский монах Плано-Карпини, который в Орде был с дипломатической миссией спустя несколько месяцев после описываемых событий.

Следует сказать, что не всех иностранцев и иноверцев монголы заставляли кланяться идолу Чингисхана, поэтому они предложили проделать эту процедуру Черниговскому князю как неблагонадежному. «Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь», - говорится в Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора.

Отступничеству князь предпочел смерть. «Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою». Перед смертью Михаил и Феодор причастились святых Христовых тайн. Монголы долго били князя, а затем ему отрезали голову. Вслед за князем мученической смертью пал воевода Феодор. Он также остался твердым в исповедании своей веры.  

Тела Христовых исповедников были перевезены в Чернигов, общецерковное почитание святых мучеников Русской Церковью было установлено до 70-х гг. XIII в. В 1578 году по повелению царя Ивана Грозного их святые мощи были торжественно перенесены в Москву и положены в Архангельском соборе Кремля. Неудивительно, что Иван Грозный, покоривший Казанское ханство и одержавший победу над татарами, так глубоко почитал князя Михаила, противостоящего Орде и сложившего в этой борьбе голову.

Ценой неимоверного напряжения всех сил Руси удалось сохраниться во время монголо-татарского нашествия, а потом и ига. Русь не стала частью тюркского и исламского мира лишь благодаря таким личностям как Михаил Черниговский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и всему русскому народу, который всегда хранил верность православию. Народ, отказывающийся от своей идентичности, обречен на необратимые изменения и умирание. Достаточно посмотреть на Европу, забывшую свои христианские истоки, сейчас ее даже не завоевывают, а практически мирным путем «осваивают» выходцы из Азии и Африки. В верности традициям – залог сохранения страны и народа. 

Успение Пресвятой Богородицы Далее в рубрике Успение Пресвятой БогородицыИстория, значение и традиции праздника

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»