Святитель Лука – епископ и хирург
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). На греческих иконах часто изображается с набором хирургических инструментов

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). На греческих иконах часто изображается с набором хирургических инструментов

Сегодня Православная Церковь празднует память святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Врачам-хирургам Валентин Феликсович Войно-Ясенцкий известен прежде всего как знаменитый  хирург, автор фундаментального в области гнойной хирургии, верующим – как мужественный архипастырь, сохранивший веру в годину суровых испытаний.

Валентин Феликсович родился 14 (27 апреля) 1877 года в Керчи в семье богобоязненного католика Феликса Станиславовича и православной Марии Дмитриевны. Отец, человек рационального склада ума, привил сыну интерес к медицине, привычку к чтению и систематическим занятиям, мать – любовь к русской художественной культуре. Но религиозность, как отмечал впоследствии сам владыка, ему досталась в наследство от отца.

В юности Феликс увлекался рисованием, брал уроки живописи и подумывал о труде живописца, но именно занятия живописью помогли ему определиться с профессией. В Киеве он писал с натуры простолюдинов и видел трудности их жизни: нищету, болезни и страдания.

Поэтому он отказался  от идеи поступления в Петербургскую Академию Художеств и стал студентом медицинского факультета Киевского университета святого Владимира, считая, что «обязан заниматься только тем, что полезно для людей».

Пользу для людей он начнет приносить очень скоро, в составе киевского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-японскую войну, где заведовал отделением хирургии в городе Чите.

Обобщив результаты практических методов лечения, приобретенные во время войны и послевоенной практики в провинциальных городах и селах – Симбирске, Ардатове, Верхнем Любаже, Золотоноше, Фатеже, наконец, в Москве, Романовке, Переславле-Залесском, в 1916 году Войно-Ясенецкий успешно защитил докторскую диссертацию «Регионарная анестезия».

Труд получил самые высокие оценки специалистов и премию Варшавского университета. Однако академическая карьера не могла отвлечь его от главной цели работы — оказания помощи больным: с 1917 года он снова занимается практической хирургией, на этот раз в Ташкенте.

Спустя два года после октябрьского переворота, в его жизни произошло событие, изменившее все ее последующее течение: от туберкулеза скончалась жена Анна Васильевна, его верный помощник, с которой он познакомился в киевском госпитале.

Чтобы позабыть горе, Валентин Феликсович еще больше уходит в работу, он возглавлял в то время кафедру хирургии в Ташкентском университете, и в молитву, он регулярно посещает богослужения в православном храме.

В условиях, когда над Церковью начнут сгущаться тучи, Войно-Ясенецкий принимает самое активное участие в церковной жизни. В 1920 году, на одном из церковных съездов, его доклад о современном положении в Ташкентской епархии получил особое одобрение епископа Ташкентского Иннокентия. Слова епископа «доктор, вам надо быть священником», Валентин Феликсович воспринял как благословение – он принимает священный сан.

При этом он не оставляет медицинской деятельности: оперирует, читает лекции студентам в основанной им Высшей медицинской школе, и пишет научные статьи.

Такая активность не может не остаться не замеченной, новые власти начинают «присматриваться» к необычному священнику-хирургу. Его приглашают на показательный суд, который организовал глава ташкентского ЧК профессиональный революционер латыш Яков Петерс, над врачами одной из городских больниц. Врачей обвиняли в неоказании помощи раненым красноармейцам, раны которых, по словам обвинителей, «кишели червями».

Садист Петерс, заранее срежиссировав спектакль, хотел поглумиться над врачами и приговорить их к «высшей мере». Но этой затее не дал осуществиться хирург Войно-Ясенецкий, он популярно объяснил залу, что в ранах красноармейцев были не черви, а личинки мух, которые оказывают бактериологическое заживляющее действие и используются в качестве стимуляторов заживления.

Петерс, не имея ничего возразить против авторитетного эксперта, перевел разговор на его личность.

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели?

— Бога я, действительно, не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Симпатии зала быстро переместились на сторону священника-хирурга, обвинение с треском провалилось.

В 1923 году о. Валентин принимает монашество, в котором ему нарекают новое имя в честь апостола, евангелиста, врача и иконописца Луки, и посвящение в епископский сан.

Владыка Лука признавал лишь каноническую Церковь, поддерживал патриарха Тихона и выступал против обновленцев – «церкви» лояльной по отношению к большевикам-богоборцам. В проповедях епископ смело называл новые власти «волками» и «вепрями» и выступал против кровавых революционных методов расправы с буржуазией и уничтожения через коллективизацию крестьянства. Такая непримиримая позиция означала лишь одно – восхождение на Голгофу.

С 1923 года епископа Луку ожидают многочисленные аресты, многолетние ссылки и заключения. Свыше двух лет он проводит в Сибири, около трех в Северном крае – Котласе и Архангельске, и вновь в Красноярском крае. Где бы он ни был, каково бы ни было его собственное самочувствие, он всегда нес свет и добро людям.

И окружающих учил тому же: «Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Он оперировал в Енисейске и вел амбулаторный прием больных в Архангельске, опробовал новые методики лечения и собирал материалы для будущих научных монографий.

Епископ Лука среди раненых, Красноярск. 1941 год 

Ему предлагали отречься от сана, обещая взамен свободу и хирургическую кафедру, но святитель неизменно отвечал: «…сана я никогда не сниму».        

Начало Великой Отечественной войны епископ Лука встретил в сибирской ссылке, он сразу же предложил свое врачебное искусство использовать для раненых советских солдат и офицеров.

«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука», - такую телеграмму он отправил в Кремль.

Его назначили главным хирургом эвакуационного госпиталя в Красноярском крае. По 8-9 часов он не выпускал из рук скальпель, делая 3-4 операции в день.

Те послабления в отношении Церкви, которые власти допустили во время войны, святитель счел возможным использовать и во время своей медицинской деятельности. В операционной повесил икону, читал перед началом операции молитвы, на встречи с коллегами по работе приходил в рясе и клобуке – монашеском одеянии. Проповедовал Евангелие всем своим видом.

Власти делали владыке замечания, но все же поступить с лауреатом Сталинской премии так, как в довоенное время, не могли. За фундаментальную работу «Очерки гнойной хирургии» Войно-Ясенецкому в 1944 году была присуждена Сталинская премия 1-й степени. Этот труд на многие десятилетия стал настольной книгой для хирургов, и по сей день является «энциклопедией гнойной хирургии». Кроме хирургии, Войно-Ясенецкий сделал большой вклад в анестезиологию. 

Примечательно, что владыка возражал и своим собратьям-архиереям, если был не согласен с ними. Так, когда после смерти патриарха Сергия встал вопрос о выборе нового предстоятеля РПЦ, владыка Лука единственный из всех архиереев предложил выборы совершать по жребию, так на Поместном соборе 1917 года проводились выборы патриарха Тихона. Но предложение не устроило кураторов от гражданской власти, архиепископ Тамбовский Лука на собор приехать «не смог».

Святитель Лука скончался 11 июня 1961 года в Симферополе, здесь с 1946 года он возглавлял Симферопольскую и Крымскую епархию.

Сегодня имя святителя Луки известно во всем православном мире, поклониться к его мощам, от которых происходят исцеления, приезжают многочисленные паломники из России и Украины, Греции, Сербии и Болгарии.

Праздник Святой Троицы – день рождения Церкви Далее в рубрике Праздник Святой Троицы – день рождения ЦерквиСегодня православные празднуют день Святой Троицы

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»