Святая Ксения Петербуржская: любовь сильнее смерти
Работа художника Александра Простева. С сайта spbhram.ru

Работа художника Александра Простева. С сайта spbhram.ru

Сегодня Православная Церковь празднует память блаженной Ксении Петербуржской

«Христианин всегда должен быть готов к двум вещам, к смерти и причащению», - говорил во II веке Тертуллиан.

Андрей Федорович Петров, певчий придворной столичной капеллы, похоже, забыл об этой важнейшей заповеди. Он скончался внезапно, в полном рассвете сил, не успев перед смертью согласно православной традиции, исповедоваться и приобщится Святых тайн. Жизнь и смерть этого человека, жившего в первой половине XVIII века, осталась бы совершенно не замеченной, если бы не его вдова Ксения Григорьевна. На молодую женщину, а ей в тот момент шел 27-й год, скоропостижная смерть мужа, произвела неизгладимое впечатление и потрясла до глубины души.

Мы не знаем обстоятельств смерти певчего Андрея Петрова, может он умер во время застолья, придворным певцам накрывали богатые яствами и питием столы, может какая другая причина привела к кончине. Об этом знала лишь его жена, и его смерть перевернула всю ее жизнь.

У вдовы остался хороший просторный дом в Петербурге, она была молода и без детей, могла погоревать, поплакать и через год после траура вновь выйти замуж, могла остаться жить в миру вдовой, могла, наконец, поступить в монастырь, обителей в XVIII веке в России было предостаточно. Но она изменила свою жизнь самым радикальным способом – отказалась не только от своего имущества, но и от самой себя. В день похорон она надела мундир мужа, а себя стала называть его именем – Андреем.

Почему она совершила такой поступок? Она по-настоящему любила своего мужа, и как истинная верующая понимала, насколько страшно уходить в вечность без должного христианского приготовления.

«В чем застану, в том и сужу», - сказал Господь и можно предположить, что лишь умирание за другого человека, и огромное самопожертвование, может изменить суд Божий. Церковь учит, что молитвы за усопших и дела милосердия облегчают состояние умерших, но Ксения не стала ограничиваться написанием заупокойных записок. Вся ее оставшаяся жизнь превратилась в молитву и подвиг за покойного мужа. Ксения была самой настоящей максималисткой.

Раздачу денег и имущества, переодевание в мужскую одежду, перемену имени, и уход на социальное дно, родственники и знакомые Ксении Григорьевны приняли за сумасшествие. Ксения скиталась по городу и в основном принимала от людей насмешки и оскорбления, которые сносила с глубочайшим терпением. Горожане считали ее нищенкой, она и была добровольной нищенкой, но в отличие от других бездомных, ночи проводила в молитве за городом и на Смоленском кладбище, где покоился супруг. Когда на погосте началось возведение каменного храма, блаженная по ночам выполняла тяжелую мужскую работу, поднимая на высокий уровень кирпичи. Рабочие, когда приходили утром на стройку, удивлялись, что кирпич уже на месте, и его остается только класть.

Больше сорока лет строгой подвижнической жизни провела блаженная Ксения и уже при жизни обрела благоволение Бога и дар провидения. Лишь один ее визит в какой-либо в дом приносил благословение Божие тому семейству и успех даже в земных делах. Всякий обращающийся к ней с верой, получал просимое.

Не оставляет она, приходящих к ней и после своей блаженной кончины. На Смоленском кладбище Петербурга в часовне, названном в ее честь, у мощей святой всегда множество людей, и всем она помогает. «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души. Аминь», - такие слова блаженной Ксении выбиты на надгробной плите.

Вся долгая жизнь святой Ксении была буквальным исполнением заповеди Христа: «Блажен, кто жизнь свою положит за друзей своих». Встав на путь молитвы и доброделания ради своего мужа, она не только его отмолила, но и стала заступницей для многих, прибегающих к ее помощи.

Отмолила ли она своего мужа? Безусловно, ее святость и чудеса, которые она совершала при жизни и после своей блаженной кончины, явное тому подтверждение.

Смерть для православного человека не является тем пределом, где прекращается место действия благодати Божией и нельзя сказать, что для не успевшего покаяться, смерть является окончательным вердиктом. Поэтому Церковь регулярно совершает молитвы о усопших, и просит для них не какого-то временного упокоения, но вечного Царствия Небесного.

Между Церковью земной и небесной существует живая и тесная таинственная связь, и с нашей стороны она выражается в молитве.

Можно с уверенностью сказать, что блаженной Ксении можно молиться об упокоении близких, отошедших в мир иной без должного христианского приготовления. Она сама прошла такой путь.

Но еще лучше – брать с нее пример. Нам, конечно, не под силу ее подвиги, но мы можем подобно блаженной Ксении совершать дела милосердия, ведь вокруг нас там много людей нуждающихся в помощи. Ведь апостольские слова «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13) могут быть применены не только к нам, но и к нашим усопшим близким.

Духовное правительство России Далее в рубрике Духовное правительство России5 февраля 1721 года был принят Устав Духовной коллегии, положивший начало синодальному периоду Русской Церкви

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»