Собор всех святых, в земле Русской просиявших
Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Фото: days.pravoslavie.ru

Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Фото: days.pravoslavie.ru

Праздник русского духа и святости

Во второе воскресенье после Пятидесятницы (в этом году 3 июля) Православная церковь чтит память всех святых, просиявших в нашей земле. Забытый в годы Петра I, этот праздник вновь вошел в церковный календарь в самое сложное для Церкви время — в 1918 году, когда память о святых прошлых веков привела к появлению целого сонма новых исповедников и мучеников.

История

Соборное празднование памяти всех русских святых и чудотворцев началось в Русской православной церкви в XVI столетии. Хотя уже веком ранее имели место «региональные» праздники всех святых: так, в Новгороде в 1439 году установили единый день почитания новгородских святителей, для чего даже в город пригласили с Афона иеромонаха Пахомия Логофета, чтобы тот поработал над созданием служб и житий новых святых.

Первыми святыми, канонизированными на Руси, были князья-страстотерпцы Борис и Глеб, безропотно принявшие смерть от брата Святополка во время междоусобицы. Их канонизировали в конце XI века. В следующие несколько столетий земля Русская дала миру столько святых, что встал вопрос о том, чтобы вместе с отдельными днями памяти ввести еще соборный день общего почитания.

Дело сдвинулось при митрополите Московском Макарии, который, еще будучи архиепископом Новгородским, стал составлять первый свод житий русских святых. Этот труд получил название «Великие Четьи минеи». Минеями (от греческого «минеос» — месячный) называли особый вид духовных произведений, где по месяцам и дням каждого месяца излагаются повествования о жизни святых Православной церкви. Макарий пошел дальше: к житиям добавили переводы священных книг, посланий, поучений, слов и церковных актов.

В 1547 и 1549 годах по инициативе Макария было созвано два собора (в исторической науке они именуются «макарьевскими»). Главной их задачей стало прославление новых святых. Всего на соборах канонизировали около 30 русских святых (списки соборов разнятся). Среди них Александр Невский, Пафнутий Боровский, Савва Сторожевский, Петр и Феврония Муромские.

Собор 1547 года, ко всему прочему, установил и день общего почитания подвижников. Помимо желания отдать дань памяти своим святым, этот шаг имел и политические причины, полагал историк Антон Карташев. По его мнению, установление дня единого празднования подвело итог политическому объединению Руси, поскольку в общий список вошли имена святых из прежде разных удельных княжеств, и вместе с тем обозначило особую роль Русской церкви в мире. К тому времени Константинополь уже почти сто лет как пал под натиском турок, а до этого успел принять Флорентийскую унию с католиками. На Руси стала распространяться идея о Москве как о третьем Риме, и единый памятный день русских святых еще имел целью укрепить и поддержать эту идею — показать все величие и святость Русской земли.

Забвение

Удивительно, но уже в XVII веке традиция соборно праздновать день всех святых стала уходить. Историки Церкви связывают это с реформами и «книжной справой» патриарха Никона. В результате нового перевода и печатания богослужебных книг вся предыдущая церковная традиция была поставлена под сомнение, что породило в итоге раскол  и появление старообрядчества. «Справа» исключила дни памяти целого ряда русских святых. Исследователи говорят об исчезновении из нового церковного устава памятных дней более 20 подвижников. Кроме того, пишет академик Евгений Голубинский, службы в честь оставшихся святых нередко сокращались, переводились в более низкий богослужебный статус.

Подобная политика продолжилась при Петре I и его наследниках. Петр упразднил патриаршество и заменил его Святейшим синодом. Этот период в истории Церкви именуют синодальным, он продлился до 1917 года, когда Поместный собор восстановил патриаршество. По разным оценкам, до этого собора были вычеркнуты дни памяти десятков святых. Среди них святые князь и княгиня Владимир и Агриппина Ржевские (в 1745 году по настоянию Синода местный епископ провел расследование и пришел к выводу, что «неизвестно откуда началось почитание их как святых и какие чудеса от них были») и, например, Евфимий Архангелогородский (в его случае препоной стал вопрос о старообрядчестве — пальцы десницы мощей святого были сложены «по старой вере» в двуперстие, а такое Церковь осуждала).

Внимания к почитанию российских святых стало больше, пожалуй, только в конце XIX века при Николае II — император ратовал за канонизацию русских подвижников. При нем, как утверждают исторические источники, произошла половина из всех десяти общецерковных канонизаций, пришедшихся на синодальные годы. Среди прочих при Николае в 1903 году прославили великого старца Серафима Саровского — вся августейшая фамилия по этому случаю лично прибыла в Саровскую обитель.

Возрождение

Поместный собор 1917–1918 годов восстановил празднование Собора всех российских святых. В марте 1918-го на одном из соборных заседаний с этим предложением выступил профессор Петроградского университета Борис Тураев. Он рассказал, как в исторические периоды Русская церковь уже праздновала этот день и почему он был забыт.

«В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых… представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, — писал Тураев в своем докладе. — Да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

26 августа 1918 года Поместный собор постановил восстановить существовавшее в Русской церкви празднование дня памяти всех русских святых. Датой праздника было выбрано первое воскресенье Петровского поста.

Память о русских подвижниках, восстановленная в то время, когда в России новая власть навязывала людям путь агрессивного безбожия, вскоре привела к появлению целой волны новых русских мучеников и исповедников — известных и неизвестных. И сегодня, в день памяти всех святых, в земле Русской просиявших, мы чтим их наравне с отцами древности, которые держались своей веры, несмотря на то, как противился этому окружающий мир.

Преподобный Моисей Оптинский Далее в рубрике Преподобный Моисей ОптинскийПодвижник, при котором Оптина пустынь стала такой, какой мы знаем ее сейчас — настоящим средоточием русской святости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»