Собор Александра Невского: построен русскими, разрушен поляками
Собор Александра Невского: построен русскими, разрушен поляками

Собор святого Александра Невского в Варшаве был освящен 2 июня 1912 года. Храм украшал столицу Польши всего несколько лет, как символ всего русского он был снесен

Идею о создании кафедрального православного собора в столице Царства Польского, с 1815 по 1917 годы оно находилось в составе Российской империи, высказал генерал-губернатор Польши Иосиф Гурко. Генерал-фельдмаршал Гурко был одним из героев войны с Турцией, направленной на освобождение православных народов Балкан от османского гнета.

Как губернатор он видел существовавшую перед православными Варшавы проблему: в городе проживало 42 тысячи поданных православного исповедания, а столичные православные храмы могли вместить лишь десятую часть верующих. На имя императора генерал-губернатор подал записку, в которой изложил этот вопрос, и Александр III одобрил начинание Гурко.

Деньги на строительство нового храма собирали всем миром, среди жертвователей были простые люди, члены императорской фамилии и духовенство. Протоирей Иоанн Кронштадтский пожертвовал 13500 рублей, причем прозорливый священник предвидел, какая участь ждет этот собор. Конкурс на лучший проект храма выиграл архитектор Леонтий Бенуа – собор по его проекту начал возводиться летом 1893 года.

Польский историк архитектуры Пашкевич возведение храма назвал «апогеем сакрального строительства» в Варшаве. К 1900 году строительство фактически было закончено, работы по внутреннему убранству храма были проведены лучшими русскими мастерами – росписью храма занимался Виктор Васнецов, иконы писались в лучших русских иконописных школах. Колокола на 70-ти метровую колокольню – самое высокое строение в Варшаве отливались в Москве.

20 мая (2 июня) 1912 года Флавианом, митрополитом Киевским и Галицким собор был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя русских царей.

Величественный храм, построенный в русско-византийском стиле, стал архитектурной доминантой польской столицы.

Но храм лишь на короткое время смог стать духовным центром для православных Варшавы, разразившаяся Первая Мировая война привела к эвакуации русского населения. Собор перешел в ведение инославных, в нем совершали свои службы католики и протестанты.

Через три года, после обретения Польши независимости, собор вернули православной епархии, находившейся в юрисдикции Православной Российской Церкви. Но оказавшиеся вне влияния Москвы, поляки продолжили линию, которую на протяжении веков проводили правители Польши в отношении православных – политику религиозной дискриминации.

В 1918 году все православные храмы (за исключением двух) были закрыты, а подлинный архитектурный шедевр собор Александра Невского польские искусствоведы объявили не имеющим никакой художественно-исторической ценности.

Польские националисты выступали за снос собора, предлагались и более мягкие решения – передача его католикам под костел, создание в нем музея памяти жертв польского народа и т.д.

Голоса противников уничтожения собора оказались в меньшинстве. Польские националисты в христианском храме видели символ иной веры и чужого враждебного народа. На Сейме первого созыва лишь один депутат Николай Серебренников выступил против его сноса. Зеленкой Серебренникова не облили и в мусорный бак не посадили, как одного депутата на Украине, выступившего против раскольнической организации под названием Киевский патриархат, но пресса моментально заклеймила его как пособника русских.

Русофобскую и антихристианскую машину остановить было невозможно, ликвидацию православного храма превратили в общенациональную кампанию – муниципальные власти выпустили боны, «обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса» собора, чтобы «каждый поляк мог стать причастным к этому делу».

Это акция была прямой противоположностью действиям, которые называют «именной кирпичик», когда имя жертвователя наносится на кирпич, закладывающийся в стену строящейся церкви, что символизирует общее соборное возведение храма. Здесь же коллективным стало разрушение храма.

Примечательно, что в то же время, когда в Варшаве «гуманно» уничтожали собор Александра Невского, в польском концлагере Березовой Картузе поляки уничтожали пленных красноармейцев, было замучено и убито свыше семидесяти тысяч человек!

Организатором сатанинских акций по сносу православных храмов и учреждению концлагерей для русских был глава правительства Юзеф Пилсудский – подельник старшего Ульянова в деле покушения на Александра III.

Величественный православный собор был разрушен. Христианская святыня была уничтожена людьми, называющими себя христианами.

То, что происходило в двадцатых годах в Польше, напоминает происходящее сегодня на Украине. Приходы Московского Патриархата объявляются вражескими, здания храмов захватываются, раскольники при поддержке националистов священников и паству изгоняют силой, в Раду вносятся законопроекты, направленные против канонической Украинской Православной Церкви.

Вознесение Господне: наше Отечество на небесах Далее в рубрике Вознесение Господне: наше Отечество на небесахСегодня Православная Церковь празднует Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»