Самарянка: жизнь после пяти замужеств
Генрих Семирадский «Христос и самарянка», 1890

Генрих Семирадский «Христос и самарянка», 1890

В пятое воскресение по Пасхе Церковь вспоминает беседу Христа с самаритянкой и историю ее обращения

Короткое общественное служение Христа, продолжавшееся всего три с половиной года, было ознаменовано многочисленными чудесами. Самое главное из которых – перемена людей.

Христос призвал галилейский рыбаков Андрея и Симона и те, оставив сети, тотчас пошли вслед за Учителем, так же поступили Иоанн и Иаков – из рыболовов они сделались ловцами человеков. Матфей бросил прибыльную службу сборщика налогов и все остальные ученики, оставив всё, пошли за Ним.

Людей меняла лишь одна встреча с Христом, потому, что у Него была сила, и Он говорил и учил как имеющий власть. Среди тех людей, чья жизнь полностью переменилась после встречи с Иисусом из Назарета, была женщина-самаритянка.

Самария

Об этой встрече повествует Евангелие от Иоанна. Христос вместе с учениками направлялся через Самарию в Галилею. Когда-то город Самария, откуда и пошло название этой исторической области, был столицей Израильского царства, на территории которого проживали евреи.

После захвата Самарии в VIII веке до Р.Х. ассирийцами, евреи были уведены в плен, а на их место переселили другие народы: гутиев, халдеев, арамеев. Со временем ассирийские колонисты смешались с остатками евреев, и приняли от них и, возможно, от жителей соседнего Иудейского царства иудаизм, но не в чистом виде. Из священных книг самаритяне признавали лишь Пятикнижие Моисея.

Кроме религиозных, между двумя народами существовали культурные и языковые отличия, израильтяне и самаряне не находились в дружбе друг с другом.

Встреча у колодца

Поэтому, когда Христос, утрудившись от длительного перехода по жаре – был полдень, присел у колодца Иакова, и попросил находившуюся там местную жительницу зачерпнуть Ему воды, самаритянка удивилась: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?», ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются – этот комментарий к диалогу дает уже Иоанн Богослов, который находился рядом с Учителем.

Христос, Который пришел для спасения всех людей, конечно же, не принимал во внимание разделение между народами, для Бога главная ценность в человеке заключается не в его национальной или какой-то личной исключительности, но в открытости сердца.

Христос, видящий сущность каждого человека («Сам знал, что в человеке»), предвидел, как Его слово отзовется в жизни самаритянки, поэтому и завел с ней разговор. И уже первые слова поразили женщину, чужеземец, видевший ее первый раз, вдруг точно указал на ее семейную жизнь и положение: «… У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

Что случилось с мужьями?

Евангелист Иоанн не разъясняет, почему самаритянка пять, даже шесть раз была замужем. Либо она несколько раз выходила замуж после развода, либо она становилась вдовой. В одной из книг Ветхого Завета – книге Товита упоминается о таком случае, девушка по имени Сарра семь раз выходила замуж, но в первую же ночь демон, который ее любил, убивал мужей, прежде чем они прикасались к ней.

Вряд ли мужей самарянки умерщвлял демон, если он и действовал, то другим способом – внушал мужьям этой женщины давать ей развод. Против института семьи, как богоустановленного учреждения, бесы ведут непримиримую войну испокон века.

Христос – источник воды живой

Христос, обращаясь к самарянке, называет Себя источником воды живой. Для жителей засушливой Палестины, когда на счету каждый водный источник, когда вода ценится на вес золота, такое сравнение могло быть понятным.

Кто впитал в себя христианское учением и стяжал божественную благодать, тот уже никогда не почувствует духовной жажды. Христиане знают об этом, получив обновление жизни в водах крещения, они навсегда остаются у источника жизни – Христа.

И самарянка Фотина, ее имя сохранило церковное предание, стала именно таким человеком, который после первой встречи не отошел от Христа, но стал верным последователем. Фотина сразу же пошла в свой город и объявила об Иисусе как Мессии. Таким образом, самарянка стала одной из первых, кто свидетельствовал людям о Мессии. Самаритяне, хоть и не включали пророческих книг в состав своего Писания, но также как и иудеи, ждали Мессию. О Его пришествии возвещали уже книги Моисея – Тора.

В Самарии Христос провел два дня, проведуя самарянам новое учение.

Мученическая смерть

Церковное предание и житие святой Фотины Самарянки говорят, что свое свидетельство о Христе она продолжала до конца своих дней. Как и другая, обращенная Христом женщина, о которой говорится в Евангелии – Мария Магдалина, Фотина проповедовала в Риме, где и претерпела мученическую смерть в правление императора Нерона.

Практически все ближайшие последователи Христа приняли мученическую смерть, она стала для них входом в вечность: «вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Константинополь – самый прекрасный город на свете Далее в рубрике Константинополь – самый прекрасный город на светеСтроительство Константинополя началось в 324 году, 11 мая 330 года город был освящен

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»