Русская миссия на Аляске
Русская миссия на Аляске

Наряду с хозяйственным освоением Америки, русские занимались христианским просвещением местного населения

Заслуга в деле открытия Аляски принадлежит русским путешественникам, вероятно уже участники экспедиции Семена Дежнёва в 1648 года наблюдали этот полуостров. К берегам Аляски русские приставали в 1732 и 1741 годах, во время экспедиций под руководством Витуса Беринга.

В сороковых годах XVIII века начинается хозяйственное освоение Аляски и близлежащих островов. Большую роль в освоении полуострова играла Российско-Американская компания, ее руководители купцы Иван Голиков и Григорий Шелихов, понимая, что помимо установления торговых отношений с местным населением, необходимо заниматься его духовным просвещением, направили Петербург просьбу прислать в Америку «хорошего священника с причтом». Для русских купцов русское поселение без церкви и священника было немыслимым.

Синодальный чиновник просьбу передал Екатерине II, и императрица 20 июня (1 июля) 1793 года велела подготовить полноценную духовную миссию, так тогда называли учреждения и представительства Русской Православной Церкви среди инородцев. Примечательно, что Екатерина была лично знакома с одним алеутом, его по просьбе императрицы привезли в российскую столицу.

Состав миссии был сформирован игуменом Валаамского монастыря Назарием, первым кто откликнулся на призыв к миссии, стал монах Герман, вошедший в историю как преподобный Герман Аляскинский. Миссионерский отряд состоял из восьми монахов Валаамского и Коневецкого монастырей.

Под руководством 32-х летнего архимандрита Иоасафа (Болотова) миссия в сентябре 1794 года прибыла на остров Кадьяк. Полем для деятельности русских монахов стала обширная территория и проживающие на ней эскимосы, алеуты, тлинкиты и другие народы, придерживающиеся анимизма и шаманизма.

На острове Кадьяк миссионеры построили церковь, открыли школу для детей, занимались проповедью и крещением язычников. Во время конфликтов, возникавших между представителями Российско-Американской компании, которые пытались эксплуатировать туземцев, миссионеры всегда принимали сторону последних.

Вообще, алчные сотрудники компании чинили всяческие препятствия монахам, смеялись над миссионерским деланием и несколько не стесняясь, открыто сожительствовали «вояжные с б…» (первое время монахи находились под одной крышей с сотрудниками компании).

Но миссионеры продолжали свой труд, за два года были крещены свыше шести тысяч туземцев и обвенчаны более тысячи семейных пар. Большой новокрещеной пастве требовался собственный епископ.

Лучшим кандидатом являлся начальник Кадьякской миссии архимандрит Иосаф, на «большой земле», в Иркутске, он был посвящен в епископский сан, но вступить в управление Кадьякского викариатства ему не довелось. Фрегат «Феникс», на котором епископ возвращался на остров, затонул во время кораблекрушения.

Миссия, несмотря на все сложности и даже желание Синода ее закрыть, не прекратила деятельности. Своего расцвета она достигла после приезда в 1824 году иркутского священника Иоанна Вениаминова.

Он изучил алеутско-лисевьский язык, создал на основе кириллицы алеутский алфавит, перевел на алеутский Новый Завет и Катехизис. Проповедовал и служил на алеутском языке, что способствовало успехам миссии христианства среди алеутов. На утлой лодочке неутомимый миссионер объездил все Алеутские острова. Кроме научения основам православной веры отец Иоанн обучал мальчиков ремеслам.

Алеуты, по словам великого миссионера, были восприимчивы к нравственным идеям христианства. Между ними «нет ни воров, ни обманщиков. Воровство у них еще и в прежнем быту по их вере считалось постыдным... Еще до прибытия к ним русских у алеутов было в обычае делиться между собой в случае голода, который их посещал и посещает даже поныне почти каждою весною... Терпеливость их и обычай помогать друг другу в нужде суть такие превосходные качества, при которых очень легко и прочно можно утвердить в истинное христианство».

После кончины супруги отец Иоанн принял монашеский постриг и был посвящен в сан епископа в новоучрежденную Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию с кафедрой в Новоархангельске.

К 1860 году на Аляске уже насчитывалось свыше 12 тысяч коренных жителей православного исповедания, 43 прихода, 9 храмов, 35 часовен, 17 школ и 3 детских приюта.

Несмотря на продажу Аляске Америке, традиции заложенные русскими миссионерами, продолжали приносить плоды – количество паствы, храмов и школ постепенно увеличивалось, и со временем Русская Православная Церковь даровала Американской Церкви автокефалию. Православные американцы до сих пор чтут память русских подвижников-миссионеров святых Германа и Иннокентия считают их небесными покровителями Америки.

Саровская пустынь: здесь подвизался преподобный Серафим Далее в рубрике Саровская пустынь: здесь подвизался преподобный Серафим29 июня 1706 года был основан Саровский монастырь Читайте в рубрике «История» Императорские гости ХаапсалуКурорт в западной Эстонии, который полюбили Российские императоры Императорские гости Хаапсалу

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»