Последний святой царской России
Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири. Икона. 10-е годы ХХ века

Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири. Икона. 10-е годы ХХ века

Сегодня Православная Церковь совершает память святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири

Святитель Иоанн (Максимович) стал последним святым, прославленным в царской России. Николай II, отвечая в 1916 году на поступивший из Синода доклад о предстоящей канонизации митрополита Иоанна Тобольского, написал: «Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением… верю в предстательство святителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь Православную». Император чувствовал надвигающуюся на Россию страшную бурю, свои последние дни перед отправкой в Екатеринбург, он вместе с семьей проведет в Тобольске.

Будущий просветитель Сибири родился в 1651 году в городе Нежине, в дворянской семье. После окончания Киево-Могилянской коллегии остался при ней учителем латинского языка, по западному образцу преподавание в духовных учебных заведениях велось на латыни. После преподавательской деятельности в коллегии, которая продолжалась восемь лет, Иван принял монашеский постриг в честь Иоанна Златоуста в Киево-Печерском монастыре и был рукоположен в священный сан.

После кончины архиепископа Черниговского Феодосия, архимандрит Иоанн, как человек соответствующий всем высоким требованиям к кандидатам в высшую степень священства, был посвящен в епископа на древнюю черниговскую кафедру.

В Чернигове владыка Иоанн создал духовное учебное заведение для юношества, которое по его замыслу должно было стать «новыми Афинами» – школой просвещенного благочестия и образцом для создававшихся в других епархиях семинарий.

Там же святитель написал ряд духовных сочинений: «Зерцало от Писания Божественного», толкование на молитву «Отче наш», толкование на заповеди блаженств и самый известный труд «Илиотропион». Последний, составленный на основе сочинения Иеремии Дрекселя и адаптированный для русского читателя, рассказывает о сложной философской и богословской проблеме согласования божественной и человеческой воли.

В трактате проводится мысль, что душа человеческая, подобно подсолнечнику (илиотропиону), должна «неразлучно обращаться к солнцу утром, в полдень и вечером не только в светлые дни, но и в мрачные», при том, что солнце человеческой жизни, с которым мы должны соизмерять свое существование – это Бог.

Несмотря на то, что «Илиотропион» не является собственным произведением святителя Иоанна, это произведение, как отмечают исследователи, «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика».

В 1710 году архиепископа Черниговского Иоанна возвели в сан митрополита с назначением на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Это назначение в далекий край связывают с происками Александра Меншикова. Однажды любимец Петра велел прибыть архиепископу Иоанну для освящения храма в одном из своих черниговский имений, на что святитель ответил, что назначать дату церковной церемонии – это дело епископа, а не светского правителя.

Когда владыка Иоанн получил известие о назначении в Сибирь, он пророчески произнес: «Далеко мне ехать, но он будет еще дальше меня». И действительно, спустя много лет Меншикова отправят в ссылку в Берёзов.

Свое служение в Тобольске святитель начал в 1712 году, территория обширнейшей Сибирской епархии в то время простиралась от Урала до Тихого океана.

Здесь он продолжил миссионерские труды, начатые его предшественником святителем Филофеем (Лещинским, его память отмечается также 23 июня), по просвещению хантов и манси. Митрополитом Иоанном в империю Цин была направлена первая Пекинская духовная миссия, впоследствии она будет играть важную роль в российско-китайских отношениях.

В Тобольске митрополит Иоанн открыл около двадцати богаделен. Он не просто руководил социальными проектами, но и сам оказывал нуждающимся редкостное нищелюбие. Постучав в окно дома бедняка, он говорил: «Примите во имя Иисуса Христа», а потом, оставив на пороге вещи или деньги, уходил не открываясь.

Предчувствуя день своей кончины, 9 июня 1715 года святитель Иоанн устроил в своих покоях обед для городского духовенства и нищих, которым сам прислуживал за столом, а потом, простившись со всеми, ушел в свою келью, и на следующий день, 10 июня, его нашли почившим: митрополит умер стоя на молитве, коленопреклоненным.

Святитель Иоанн был погребен в Софийском Успенском соборе Тобольска, чудеса исцелений на его гробе стали происходить сразу после его кончины. В 1916 году он был прославлен в лике святых, святитель Иоанн стал последним святым, прославленным в синодальный период. 

Московский старец Алексий Мечёв Далее в рубрике Московский старец Алексий МечёвСегодня Православная Церковь празднует память праведного Алексия Мечёва Читайте в рубрике «Религия» Дарья Салтыкова – самая известная садисткаДело за расследованием преступлением кровавой барыни находилось на личном контроле Екатерины II Дарья Салтыкова – самая известная садистка

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»