Почаевская икона Божией Матери — на стороне правых
Почаевская икона. Фото: pravoslavie.by

Почаевская икона. Фото: pravoslavie.by

Как чудотворный образ Богородицы вернул православие в униатские земли

5 августа Православная церковь отмечает день Почаевской иконы Божией Матери. Эта икона почитается не только у православных, но и у католиков. Почти сто лет она принадлежала униатам, а возвращение святыни в лоно Православной церкви ознаменовалось чудом.

История чуда

В Свято-Успенской Почаевской лавре, что в Тернопольской области на западе Украины, вот уже более 400 лет хранится икона Богородицы, одна из главных святынь обители. Эту икону местной помещице Анне Гойской в 1559 году подарил греческий митрополит Неофит, бывший проездом в Почаеве; впоследствии он стал патриархом Константинопольским.

Судьба привела Неофита в Почаев не просто так. Вот-вот будет принята Брестская уния, положившая начало униатству в пределах юго-западной Руси, находившейся в те времена под властью Речи Посполитой. «Иерусалимский патриарх Феофан, — пишет историк Василий Левицкий, — упоминает об участии Неофита в сослужении с ним в Киеве в своей грамоте о восстановлении православной иерархии в юго-западной Руси». Неофит, возможно, приехал в эти земли, чтобы решить церковные дела и заодно поклониться главной святыне Почаевской лавры — Цельбоносной стопе Богородицы, самой древней реликвии обители. Во время набегов татар в XIII веке нескольким монахам и пастухам явилась Богоматерь, объятая пламенем. На каменной скале, где она стояла, остался след ее стопы. Селение было избавлено от татар, а вокруг каменного следа впоследствии и была построена лавра.

Помещица, будучи православной, радушно приняла в своем имении гостей из далеких краев. В благодарность за прием Неофит и подарил ей икону. Долгое время образ хранился в личной молельне Гойской. Со временем домочадцы начали замечать сияние, исходившее от него. Первое сотворенное при нем чудо — исцеление брата Анны, Филиппа: он был слепым от рождения. Гойская верила, что силой молитвы он может исцелиться. Она просила брата молиться Богородице перед иконой, молилась за него и сама. И Филипп чудесным образом прозрел. Тогда помещица решила передать икону в монастырь, а также выделить немалые средства для содержания при лавре монахов — «чернецов, людей добрых, набожной жизни». Главным условием было сохранение православных традиций. «Не иного исповедания, как только греческого, подчиненных Восточной церкви, и двух дьячков», — так гласило послание, написанное помещицей. Как считают историки, монастырь при лавре существовал давно, но жизнь в нем к тому моменту почти угасла.

Так сложилось, что после смерти Гойской все ее имущество досталось дальним родственникам, которые, как и Анна, принадлежали к старинному роду Козиньских — шляхтичей татарского происхождения. Наследник, польский воевода Анджей Фирлей, не был православным и воевал с восставшими против польского владычества украинскими казаками. Фирлей решил, что икона, подаренная когда-то лавре, отныне его собственность. В 1623 году он просто-напросто ограбил Почаевскую лавру и похитил чудотворный образ. Все имения, которые Анна завещала монастырю, Фирлей тоже решил забрать. Он выгнал оттуда монахов и чинил им козни — избивал, запрещал подвозить воду. Бесчинства продолжались без малого 25 лет, пока одному из настоятелей не удалось через суд добиться возвращения незаконно отнятого имущества, включая и образ Божией Матери.

К униатам и обратно

В 1721 году Почаевский монастырь перешел во владение униатов. Как именно это произошло, до сих пор загадка для церковных историков: никаких документов, фиксирующих факт перехода, не сохранилось. Православные храмы и монастыри, находившиеся под польским владычеством, после объявления унии подвергались нападкам: монахов могли избить, церковь — ограбить или поджечь, угнать скот, и все эти преступления были совершенно рядовыми явлениями. В условиях такого давления многие православные обители постепенно сдавались, иногда переход в унию происходил незаметно — среди некоторых настоятелей оказались так называемые скрытые униаты.

Однако и среди униатов были скрытые православные. Первым униатским настоятелем Почаевской лавры стал Феодосий Рудницкий. Как пишет в своем очерке об истории западнорусской церкви Илларион Чистович, новый настоятель-униат не брил бороду, носил традиционную рясу, архиерейскую грамоту посмел подписать по-русски и в целом старался особо не вмешиваться в древние монашеские традиции. Таким образом, лавра, хоть и была формально униатской, сохраняла прежнюю веру, а при образе Божией Матери продолжали совершаться чудеса: за 100 лет — 539 зафиксированных Церковью случаев.

При следующих настоятелях изменения в монашеской жизни стали более заметными: в храмах появились скамьи, начали отмечаться католические праздники, православные посты были отменены. Несмотря на это, монахи, или, как их было принято называть у католиков, базилиане, продолжали хранить верность православному уставу, насколько это было возможно. Видимо, в попытке задобрить монахов в 1773 году папа римский Климент XIV прислал в Почаев две короны из чистого золота, выполненные специально для иконы Божией Матери, — для самой Богородицы и для младенца Христа.

После раздела Польши в 1796 году земли, где находилась Почаевская лавра, вошли в состав Российский империи. Лишь в 1831 году монастырь, а вместе с ним и икона были возвращены православным по указу императора Александра I: это решение он принял из-за участия католического духовенства в Польском восстании 1830 года. После возвращения лавры, если верить церковному преданию, тотчас произошло чудо: исцелилась слепая от рождения девочка Анна Акимчукова.

В наши дни униаты не оставляют попыток вновь завладеть лаврой. В начале 1990-х национал-радикалы объявили настоящий «крестовый поход» против православия на западе Украины, помогая греко-католикам захватывать православные храмы и чиня при этом насилие — так же, как когда-то поступал польский воевода Анджей Фирлей. А Анна Гойская, ревнительница православной веры, вдруг превратилась в «патриотку Украины, отдавшую свое имущество униатскому монастырю», причем в те времена, когда унии еще не существовало. Впрочем, как показывает история, глумления над православными святынями не раз приводили к изменению государственных границ. Орды монголо-татар, польские короли — все они пали перед силой заступницы Православия Богородицы на древних русских землях.

Святая Мария Магдалина Далее в рубрике Святая Мария МагдалинаВ народе ее ошибочно считают блудницей, но Церковь чтит ее наравне с апостолами

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»