Воскресение Христово
Икона «Воскресение Христово». Фото: hram-kupina.ru

Икона «Воскресение Христово». Фото: hram-kupina.ru

История, значение и традиции главного христианского праздника

«Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» — говорит святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Пасху». 1 мая православный мир празднует Светлое Христово Воскресение — главный христианский праздник и краеугольный камень всего евангельского благовестия.

Что значит праздник Воскресения, как его описывают евангелисты, что символизирует крестный ход и откуда пошла традиция печь на Пасху куличи — в гиде «Русской Планеты».

Воскресение

Воскресение Христово описали все четыре евангелиста. Хронология, которую можно составить по этим описаниям, выглядит так: по прошествии субботы, спутницы Христа пришли к его гробу с благовониями и маслами, чтобы, согласно иудейским обычаям, обмазать тело умершего. Этих женщин еще называют «жены-мироносицы» (то есть, принесшие миро), евангелисты описывают разное их число. Все упоминают Марию Магдалину, согласно Иоанну, она была одна, у Матфея с ней была «другая Мария», Марк уточняет, что другая Мария была матерью Иакова, одного из апостолов, а к ним присоединилась еще Саломия, мать Иоанна (Богослова) и Иакова. Лука говорит, что, вместе с тремя женщинами благовония к гробу принесли и другие, не называя точного их числа.

Идя к гробу, женщины размышляли: «Кто отвалит камень, закрывавший проход к телу Христову?». «И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен», — пишет евангелист Марк. Матфей добавляет: в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение». А Лука и Иоанн говорят: не один, но два ангела в сияющих одеждах сообщили о Воскресении.

По Иоанну, Мария Магдалина привела ко Гробу двух учеников Христа. Они обнаружили в пещере только лежащие погребальные пелены и плат, который покрывал голову Спасителя. Ученики затем вернулись в Иерусалим, а Мария осталась у гроба и плакала — тогда-то она и увидела двух ангелов.

«Жена! — спросили они ее. — Что ты плачешь?». «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», — ответила она. И, сказав это, обернулась и увидела стоящего Иисуса, но не узнала Его. «Она, думая, что это садовник, обращается к Нему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: «Учитель!» — пишет евангелист Иоанн.

Значение

«Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна», — говорил апостол Павел в одном из своих посланий. Воскресение стало свидетельством тому, что Иисус Христос — истинный Бог и Спаситель: победивший смерть, он приобщил к этой победе нас. Воскресение говорит о том, что смерть это не конец пути, так трактуют значение этого события святые отцы: смерть — лишь переход к жизни небесной и будущему телесному воскресению, каковое случится во время Второго Пришествия.

«Мы и теперь все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней — а это не значит умирать, — писал святитель Иоанн Златоуст. — Если же после смерти человек оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение».

Не будь Воскресения Христова, все человечество лишилось бы смысла существования своего, наставлял святой Григорий Нисский. Потому что, если Христос не победил смерть, и она остается пределом жизни — то «ради чего трудятся и любомудрствуют люди?».

Воскресение — тайна, недоступная людскому пониманию. Именно поэтому в канонических текстах Нового Завета нет его описания — евангелисты говорят лишь о событиях, которые произошло уже после него (приход женщин, явление уже воскресшего Христа). По этой же причине в православной традиции нет икон, изображающих это событие. А те иконы, которые называются «Воскресением», обычно изображают Его сошествие во Ад — событие, имевшее место днем ранее, в Великую Субботу.

Праздник

Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». В ветхозаветной традиции Пасху праздновали в память исхода евреев из Египта. Но после событий Страстной седмицы, которые, как указывает евангелист Иоанн, произошли накануне иудейской Пасхи — праздник, уже с его новым значением, стали отмечать в христианской церкви. Есть сведения, что он установлен и праздновался уже в апостольское время, причем праздновали Пасху сначала каждое воскресенье. В первые века христианства появилась традиция совершать особенно торжественное ночное богослужение — какое совершают и по сей день.

Всю следующую неделю, которую называют Светлой, это праздничное настроение сохранится в Церкви. Совершаются крестные ходы, службы поются с особой торжественностью и силой. На Светлой седмице многие ходят в храм ежедневно, чтобы продлить состояние радости, которое дает в эти дни храм.

Пасхальные куличи, которые готовят на Пасху и освящают в храме — это подобие артоса, особого дрожжевого хлеба, который используют в богослужениях. Артос освящают в первый день Пасхи, а затем кладут на аналой. Во время крестных ходов Светлой Седмице его обносят вокруг храма, а в Светлую Субботу дробят и раздают участникам богослужения. Церковь учит, что артос — олицетворение того, что Христос есть истинный хлеб нашей жизни (традицию его приготовления относят к апостолам, которые при трапезе возлагали хлеб для Господа). В свою очередь, другое пасхальное блюдо, творожная Пасха, символизирует Гроб Господень.

Освящение пасхальной пищи не является обязательным, и не должно подменять собой главный смысл праздничных богослужений — радости от Воскресения Христова.

К апостольским же временам уходит и другая традиция — традиционное пасхальное приветствие, т.н. «христосование». «Христос воскресе!» — приветствуют друг друга люди, и слышат в ответ: «Воистину воскресе!» — после чего троекратно целуются в щеки (приветствовать друг друга с целованием святым наставлял апостол Павел).

Христосоваться начинают в конце пасхальной утрени и продолжают сорок дней после Пасхи — до праздника Вознесения Господня.

Крестный ход

Одно из центральных событий праздничных богослужений — крестные ходы, которые совершают в течение всей Светлой седмицы.

Крестный ход в честь праздника Святой Пасхи. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Одним из прообразов крестного хода богословы называют евангельский эпизод входа Иисуса Христа в Иерусалим: «Множество же народа постилали свои одежды… а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9).

В первые века христианства шествия верующих были тайными, а затем в эпоху императора Константина (4 век) приобрели открытый характер. Установителем крестного хода в его современном понимании считают святителя Иоанна Златоуста, жившего на рубеже IV–V веков. Он повелел пастве выступить на улицы Константинополя с пением, неся кресты, чтобы таким образом отвратить верующих от еретических соблазнов.

Пасхальным крестным ходом Церковь идет навстречу Воскресшему Христу. Шествие останавливается у закрытых врат храма, которые символизируют вход в пещеру Гроба Господня. Священник трижды поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем произносятся стихи пророчества: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». На каждый стих верующие вторят: «Христос воскресе из мертвых…».

Двери храма открывают, и крестный ход шествует в храм. Так и жены-мироносицы в евангельском повествовании вошли в пещеру Гроба Господня и увидели, что только плат и пелены остались лежать во Гробе — что Христос воскрес.

С праздником всех вас!

Христос Воскресе!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»