Неделя о слепом
Эль Греко «Христос, исцеляющий слепого». Фото: wikipegia.org

Эль Греко «Христос, исцеляющий слепого». Фото: wikipegia.org

Как вера дает каждому шанс на прозрение

В шестое воскресенье по Пасхе православная церковь вспоминает евангельский рассказ о слепом — историю чудесного исцеления невидящего, который прозрел после встречи с Христом.

Предание

Случай этот описан во всех четырех Евангелиях. Когда Иисус вместе с учениками выходил из города Иерихона, на дороге сидел слепой по имени Вартимей и просил милостыню. Услышав, что мимо него идет Иисус, он начал звать его: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня!».

Другие люди, находившиеся рядом со слепым, пытались заставить его молчать. Но Вартимей стал кричать все громче и звать Христа. Тот остановился и велел привести слепого. Когда Вартимей подошел, Иисус спросил: чего ты хочешь от меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге, так описывает этот чудесный случай апостол Марк.

Примечательно, что Вартимей сам попросил Христа исцелить его — в то время, как к многим нуждающимся Христос подходил лично. Слепого пытались заставить замолчать, но он громко звал Христа: не видя его, но зная, что Он сейчас идет мимо и несет с собой исцеление.

Вскоре после встречи с Христом за Вартимея взялись фарисеи, которые не поверили, что он прозрел. Но так как слепого Вартимея в городе знали почти все, то народ стал славить Христа и счел произошедшее настоящим чудом. Решив опровергнуть это чудо, сотворенное Иисусом, фарисеи стали обвинять Вартимея в том, что он на самом деле не был слепым, а просто притворялся. Фарисеи провели целое расследование, нашли родителей слепого и пригрозили отлучить их от синагоги за ложные показания.

«Но потребованные на допрос родители, хотя и предпочли отговориться незнанием, как совершилось исцеление, однако засвидетельствовали, что прозревший — их сын, и он родился слепым», — пишет священномученик Серафим (Чичагов). Тогда фарисеи стали говорить повсюду, что Вартимей благодарил за исцеление только Бога, но не Христа. Возмущенный их лицемерием, бывший слепец отправился проповедовать о Христе и прославлять Его имя.

Духовная слепота

Смысл этой истории, как учит Писание, в обретении духовного зрения. Вартимей, хоть и родился слепым, верил в Христа, его сердце было открыто. Потому Иисус и исцелил его и сказал: «иди, вера твоя спасла тебя». Это выражено в словах Спасителя, которые он произнес после чудесного исцеления: «Я свет миру. На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы».

В чем состоял этот суд? Как Господь невидящих сделал видящими, а видящих сделал слепыми? «Он принес миру свет духовный, который был неведом до Его пришествия, Он принес тот свет, о котором не помышляли, которого не знали считавшие себя видящими и просвещенными, все ясно понимающими.

Он показал миру, что они глубоко, глубоко заблуждаются, считая себя видящими, что они на самом деле совершенно слепы, духовно слепы. Он пришел для того, чтобы принести миру учение, которое открыло бы свет духовный всем тем, кого считали темными, ничего не понимающими», — разъясняет смысл притчи святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

О причинах неверия

Что страшнее — быть слепым физически, но обладать зрением духовным, либо же быть зрячим, но жить, словно во тьме? Самое страшное, что фарисеи даже не допускают возможности чудес Божиих. «Неужели было мало свидетелей их? Иисус Христос творил чудеса открыто, в присутствии множества народа, совершенно определенно, осязательно и неопровержимо. Враги Христовы присутствовали, видели все», — пишет  Серафим (Чичагов).

И в наше время люди не верят в чудеса Божьи. Сейчас, по прошествии двух тысяч лет, это кажется для многих очевидным — мол, давно дело было, доказательств нет, все придумано и так далее. Но если задуматься, сами фарисеи никогда не отвергали Христовых чудес — их невозможно было опровергнуть, слишком много было тому очевидцев. Поэтому они стремились противодействовать иначе: клеветой и лукавством.

Поэтому не удивительно, пишет отец Серафим, что и в наше время повторяются заблуждения и существуют те же стремления. «При современном упадке веры возможно сильное распространение суеверия. И жизнь, и наука давно указывают, что чем слабее в людях вера, тем сильнее овладевает их умами и сердцами суеверие, ложная вера, ибо человечество не может жить без всякой религии, при полном безверии. Отвергая одну веру, они создают себе другую».

Вся история человечества полна чудес. Чего стоит история России, где каждый третий князь — если не святой, то благоверный? Сколько необъяснимых с точки зрения разума знамений происходило на земле нашей? Но и сейчас чудеса случаются. Среди тех же, кто верит— чудеса непрестанные, ежедневные, ежечасные. Так и сказано Господом: «Все возможно верующему».

«Николай Чудотворец сам за руку ведет» Далее в рубрике «Николай Чудотворец сам за руку ведет»Как Великорецкий крестный ход за 600 лет превратился в событие общероссийского масштаба

Комментарии

05 июня 2016, 07:18
Все правильно написано, но ведь мы понимаем, что чудеса вроде христовых современные технологии и науки проявляют Ежедневно . Как религия пытается привлечь молодёжь историями про чудеса 2000-летней давности, когда та давно живёт в мире хайте-ка и виртуальных шлемов? Лично мне ясно одно - монорелигии должны видоизменятся вместе с прогрессом, иначе христианские книги будут скоро читать только фанатики и культурологи
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»