Мирослав Бакулин: «Прикосновение к творениям святых отцов меняет человека»
Мирослав Бакулин в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя. Фото Кирилл Брагин, «Русская Планета»

Мирослав Бакулин в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя. Фото Кирилл Брагин, «Русская Планета»

«Русская Планета» встретилась с настоящим сибирским писателем Мирославом Юрьевичем Бакулиным

Книги Бакулина «Зубы грешников», «Полный досвидос», «Петр Иванович», «Наивное толкование 50 псалма» широко известны православному читателю. В Москву Мирослав Бакулин приехал для получения премии конкурса «Просвещение через книгу». Вместе с Тимофеем Сайфуллиным они издали фундаментальный труд Сибирского архипастыря Филофея (Лещинского), написанный в начале XVIII века. Читателям «Русской Планеты» Мирослав Юрьевич рассказал историю нахождения рукописи «Сибирский лествичник», о том, как надо читать святых отцов и о своих творческих планах.

- Мирослав Юрьевич, Вы приехали в Москву с презентацией книги, написанной три столетия назад. Как так получилось, что раньше никто не заинтересовался этим сочинением, и рукопись обнаружили лишь в 2015 году?

- До 1995 года официально считалось, что мощи святителя Филофея (Лещинского) сожжены Советской властью в 1924 году. Но наш духовник, наместник Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря иеромонах Тихон (теперь он епископ Ишимский и Аромашевский) сказал нам, работникам монастыря, что несмотря ни на что, мы станем искать мощи этого святого. И действительно, десять лет назад они были обретены. Один из священников перезахоронил их после революции, а чекисты сожгли только гроб и мантию святителя.

Великий сибирский святой снова воцарился в своем излюбленном монастыре. Из его биографии было известно, что он был изрядным духовным писателем, хотя ни одной из его книг не сохранилось. Но мы продолжали искать, и вот, в Синодальной описи нашли его произведение «Сибирский лествичник». Считалось, что копии этой рукописной книги есть в Киеве, Москве, Риге и даже на Афоне. Но на все наши запросы был только отрицательный ответ.

Тогда мы запросили Государственный исторический музей поискать эту книгу в архивах митрополита Ростовского Димитрия (Туптало), которому и была посвящена эта книга. И действительно, книга была обретена, да еще и с дарственным автографом святителя Филофея. Началась работа по идентификации рукописи 1705 года, а потом и ее научный перевод, который продолжался почти год. Теперь у нас в руках напечатанный, пока единственный, труд нашего святого, который принес уже много духовной пользы.

Сегодня духовной литературой интересуется, к сожалению, не так много людей, и уж тем более чтением святых отцов. Но прикосновение к этому сокровищу меняет людей. Так заместитель директора типографии, в которой печаталась эта книга, прочитав ее, изменилась и приняла святое крещение вместе с дочерью.

- Когда человеку в руки впервые попадает Евангелие, он может резко изменить свою жизнь. Таких случаев миллионы. А чтение святоотеческой литературы способно произвести такой эффект, или оно только для «посвященных»? С какого уровня можно приступать к чтению трудов святых отцов?

- Конечно, Евангелие это ключ ко всему духовному миру человека. Без него христианину как без воздуха. Но есть и такие книги святых отцов, которые сходу завораживают, захватывают внимание, многое меняют в человеке, готовя его к радости встречи с Евангелием. Таковы «Шестоднев» святителя Василия Великого, Древние египетские, греческие и русские патерики», Вопросы и ответы» святых Варсонуфия и Иоанна, «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина и многие другие. А к чтению книг святых отцов нас готовят фундаментальные работы протоиерея Александра Шмемана, В.Н. Лосского, проповеди митрополита Сурожского Антония, протодиакона Андрея Кураева, и совсем доступные книги современных старцев — архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Фаддея (Виттовницкого), архимандрита Илие (Клеопы), святых Паисия Святогорца и Иосифа Исихаста.

- Чем надо предварять чтение христианской литературы аскетического характера?

- Вся христианская литература носит аскетический характер. Мы ведь каждый день упражняемся в молитве ко Господу, а упражнение и есть «аскетика» по-гречески. И все, что нас к этому подталкивает, все, что дает новый толчок, новый повод для молитвы — литература аскетическая.

- Творений архиереев сейчас издается немало. Можно ли провести какое-либо сравнение между сегодняшними сочинениями епископов и аналогичными XVIII века?

- Кстати, среди архиереев в истории Русской Церкви не много святых, хотя нам в Сибири с этим повезло. Чем ближе архиерейские писания к нашему времени, тем они более теряют ту остроту вопросов, которая была свойственна решительности первых веков. Я имею в виду решительность в вере. Но зато исчезает ригористичность, которая несколько опасна для новоначальных. Прошу прощения у читателя за дерзость, но, по моему мнению, некоторые работы святителей XIX века нуждаются в переводе на современный русский язык...

- Среди сибирских, да и вообще русских архиереев XVII-XVIII веков очень много выходцев из Малороссии – святители Филофей (Лещинский), Иоанн (Максимович), Димитрий (Туптало), Иннокентий (Кульчицкий) и т.д. Среди современного духовенства в Сибири также много уроженцев Украины. Они обладают теми духовными качествами, которые были у вышеупомянутых личностей?

- Я, к сожалению, не знаю современное украинское священство. Но приведенные Вами святые учились в Киево-Могилянской академии по двенадцать лет, знали греческий и латынь, вообще имели потрясающее образование, какое нам и не снилось. Почти все они имели искреннюю дружбу между собою. Есть ли сейчас настолько образованные священники и архиереи на Украине, я не знаю. Надеюсь, что есть и что мы будем свидетелями плодов их просвещения.

- Со стороны Украины был какой-либо отклик на издание книги?

- Нет, никакого. Написал один украинский дьякон из Йельского университета (США), он занимается переводом трудов украинских святителей на английский.

- Святитель Филофей и его последователи крестили всех остяков и вогулов, чем заниматься современным миссионерам сегодня?

- Во-первых, святитель Филофей и его соратники крестили только сорок тысяч остяков, самоедов, вогулов и зырян. И во-вторых, после его смерти миссия практически прекратилась и не продолжалась более сорока лет. Так что теперь для миссионерства — самое широкое поле. Хотя многие ханты и манси до сих пор помнят, что их предков крестил «добрый дедушка Филофей».

- Со священническим служением все понятно. А как проповедовать мирянину? Поделитесь своим богатым опытом.

- Как раз со священническим служением сегодня не совсем все понятно. А мирянин может проповедовать только своим примером. Если, конечно, Господь наделил даром слова и премудростью, то можно помогать настоятелю на приходе: преподавать в детской и взрослой воскресных школах. Можно организовывать общедоступные библейские кружки, катехизические и богословские курсы на предприятиях, вузах, школах, но только с благословения священноначалия. А то «горящий» неофит может наделать непоправимых ошибок.

- От чего устаешь за два с лишним десятка лет церковной жизни?

- Наверное, устаешь от кажущейся своей неисправимости и таких «любимых» страстей так, что пора листок с грехами для исповеди заламинировать. Устаешь от своей нерешительности исправляться, менять образ мыслей, чтобы всей крепостью служить Господу. Духовный рост происходит в человеке постепенно, что почти не заметен ни снаружи, ни изнутри. Но для этого и есть аскетика — ежедневная благочестивая привычка молиться, ограничивать, сдерживать себя. А как известно привычка — второй характер. Этот «новый характер» постепенно кристаллизуется, так что все же хочется надеяться: в один прекрасный момент, пресыщенный раствор превратится в твердый сияющий кристалл, и я смогу сказать греху в лицо: «Все, я больше этого делать не стану!»

- Сюжеты Ваших художественных произведений наполнены чудесными историями. Почему Вы уделяете чудесам столько много места, и ждать ли нам книг, где герои будут оперировать доводами от разума и рациональными доказательствами?

- Чудеса, как известно, действия сверхъестественные, но не противоестественные. Они существуют, чтобы Господь исправлял нашу греховную природу. Но когда и у тебя, и у Бога одна задача — спасение твоей бессмертной души, то чудеса перестают удивлять, они становятся повседневностью, обычным делом. Поэтому я в своих книгах особых чудес не вижу: жизнь моя лежит проста на ладони у Христа.

К художественной литературе я охладел. Ничего не пишу. Так, маленькие эссе, если просит какое-нибудь издательство. Меня интересует только Евангелие и святые отцы, поясняющие его. Если даст Бог, сделаю когда-нибудь свое «Наивное толкование на Евангелие от Марка», продолжив «простецкое богословие» протоиерея Николая Депутатова (1896-1982).

- Поделитесь Вашими творческими планами.

- Сейчас мы заканчиваем перевод рукописи 1703 года святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и Сибирского, чудотворца. Это он привел меня в Церковь. Книга называется «Феатрон». Книга объемна — рукопись 888 страниц. Посвящена она премудрому правителю, как ему следовать Христовым истинам в управлении государства. Это делает ее невероятно актуальной в наше время. Даст Бог, сможем довести этот большой труд до конца.

Встретиться с писателем Мирославом Бакулиным можно будет 4 ноября в культурном центре «Покровские ворота» (ул. Покровка, 27, стр. 1), здесь он будет проводить презентацию книги «Сибирский лествичник». Начало в 18.00.

В Москве вручили награды победителям конкурса «Просвещение через книгу» Далее в рубрике В Москве вручили награды победителям конкурса «Просвещение через книгу»В одиннадцати номинациях были отмечены 42 издания

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»