Иулиания Вяземская: история верности
Иулиания Вяземская. Фото: azbyka.ru

Иулиания Вяземская. Фото: azbyka.ru

Как одна русская княжна погибла, но не изменила мужу

15 июня Русская православная церковь отмечает обретение мощей благоверной Иулиании, княгини Вяземской. Отказавшись изменить супругу и приняв за это смерть, Иулиания стала символом добродетели и чистоты, а ее убийца князь Юрий — олицетворением смертного греха, похоти.

Случилась эта история в самом начале XV века в Торжке, пограничном городе на перекрестье торговых путей, расположенном к западу от Твери. Из-за своего положения Торжок часто не могли поделить соседние удельные княжества: Московское, Новгородское и Тверское. Подвергался Торжок и нападениям иноземных захватчиков: ордынцев и литовцев. С последними местные князья вели особенно ожесточенную борьбу. Смоленский князь Юрий Святославович вместе со своим другом Семеном (Симеоном), который правил в соседнем Вяземском княжестве, пытались противостоять литовским притязаниям, но потерпели неудачу: Смоленск был взят, а князьям пришлось просить убежища в Москве и Новгороде. Василий Первый решил отдать им Торжок — яблоко раздора между соседними княжествами. Симеон и Юрий дружили, и проблем с управлением княжеством, которое поделили напополам, не испытывали. Причиной разлада между ними стала женщина.

О самой Иулиании (Ульяне)известно не так много. Она была родом из боярской семьи. Некоторые предания гласят, что ее родителей убили. Юная Ульяна была благочестивой и ходила в церковь, где ее и заметил князь Симеон. Вскоре они поженились и жили душа в душу.

Юрий заметил красоту супруги своего «напарника» по княжению и пленился ее красотой. Неоднократно он предлагал Иулиании согрешить, однако она раз за разом отвергала его греховные притязания. Многолетняя дружба с князем Симеоном не смогла воспрепятствовать ухаживаниям со стороны Юрия. В конце концов жажда обладания женой друга стала настолько сильной, что Юрий решился на активные действия. Летописи и письменные источники сообщают разные детали произошедшего. Согласно одной версии, Юрий попытался изнасиловать княгиню во время пира, заманив в одну из палат. Иулиания сопротивлялась и ранила его ножом, в комнату вошел ее муж Симеон, и тогда обезумевший от похоти Юрий зарубил друга мечом, а затем и Иулианию — «повеле осещи руки и ноги и в реку воврещи».

Версии

Историк Карамзин описывает последовательность убийств несколько в ином порядке: «в своем доме, среди веселого пира, убил Князя Вяземского и думал воспользоваться ужасом несчастной супруги. Но, любя непорочность более всего в мире, она схватила нож и, хотев ударить им насильника в горло, уязвила в руку. Одно чувство уступило место другому: любострастие — гневу. Юрий, обнажив меч, догнал Иулианию на дворе, изрубил ее в куски и велел бросить в реку».

Зверское и гнусное убийство возмутило народ. Ни один князь не пожелал впредь подать Юрию руку. Он бежал в Орду, надеясь заручиться ханским покровительством, если верить летописям, некоторое время скитался по степям, затем вернулся на Русь и скончался в монастыре на окраине Рязанского княжества от болезни.

Еще одна версия изложена в «Сказании о Юрии Святославиче». Согласно ей, князь Юрий сдал Смоленск намеренно, пойдя на сговор с Витовтом, князем Литовским, что и привело к трагической цепи событий и к жестокому убийству князя Симеона и его добродетельной супруги. Дело в том, что Великое княжество Литовское на протяжении нескольких веков вело борьбу за создание собственной православной митрополии — Литовской. Борьба шла с переменным успехом: Константинополь то создавал, то упразднял митрополию. Единой русской митрополии как отдельной автокефальной до середины XV века не существовало, а сама она периодически оказывалась разделенной на три части — Галицкую, Киевскую и Литовскую. В борьбе за власть и за отдельную митрополию Витовт Литовский и воспользовался раздором между смоленскими князьями. Взяв Смоленск, Витовт пленил жену князя Юрия.

Почитание

Почитание благоверной Иулиании началось почти сразу, причиной тому был ряд чудесных случаев. Тверская летопись сообщает, что «богобоязненные же люди вынесли тела их и похоронили достойно» сразу после смерти. Однако в «Повести о благоверной Иулиании» сказано, что тело княгини было обнаружено не сразу. В 1407 году летом, спустя полгода после убийства, некий крестьянин увидел тело княгини, плывущее по реке Тверца против течения. Крестьянин тот страдал от болезни, возможно, от частичного паралича. Он услышал голос, повелевший сообщить об этом служителям церкви. Клирики, узнав о находке, похоронили останки княгини в местном Спасо-Преображенском соборе, а крестьянин выздоровел. Сразу после обретения и погребения мощей Иулиании начали происходить и другие исцеления. В 1919 году, во времена гонений на Церковь, мощи Иулиании были изъяты из собора, а ларь с мощами — вскрыт. Согласно отчету, в раке были найдены кости рук, что не согласуется с легендой о княгине. Однако вскоре мощи пропали, и до сих пор их судьба неизвестна. 

Философ Орнатский: «Когда трогают Церковь, терпеть невозможно» Далее в рубрике Философ Орнатский: «Когда трогают Церковь, терпеть невозможно»Он выводил свою паству на крестные ходы против большевиков и за это взошел на Голгофу

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»