Иосиф Волоцкий – главный борец с ересью жидовствующих
Иосиф Волоцкий – главный борец с ересью жидовствующих

Автор «Книги на еретиков» выступал за предельную меру наказания для разносчиков ереси – смертную казнь

В Русском государстве, возводящем преемство к Византии, в отличие от предшественницы фактически не было ересей.

Ереси, появлявшиеся в пределах Византийской империи, достаточно оперативно были выявлены, разобраны и осуждены греческими богословами и святыми отцами. Соответственно, Руси не была знакома ситуация напряженного религиозного противостояния, как это было в Византии, которую сотрясали религиозные споры. В этом отношении в Третьем Риме было значительно спокойнее, чем во Втором. Однако полностью избежать появления учений, искажающих основы веры, было невозможно.

Одним из первых известных движений, внесших разлад и нестроение в церковную жизнь, была ересь стригольников, появившаяся в Пскове и Новгороде в XIV веке. Это движение было антииерархическим, выступало главным образом против симонии епископов, что вылилось в полное отвержение церковной иерархии и священства.

Следующей ересью, уже более крупного масштаба, стала появившаяся в последней четверти XV века, ересь жидовствующих. Она так названа потому в ней большой объем занимали элементы иудаизма. Наряду с ними присутствовала астрологическая тематика, по специальным таблицам люди пытались строить астрологические прогнозы. Очевидно, что учение это было достаточно синкретическим, т.е. впитавшим в себя разнородные элементы.

Впрочем, ряд исследователей считает, что эта ересь была скорее вольнодумством, брожением умов, а не оформленной системой со строгой организацией. Другое название этой ереси новгородско-московская, по месту ее распространения. Она появилась в Новгороде, но вскоре проникла и в Москву, где пустила глубокие корни, кроме рядового духовенства ее приверженцем оказался предстоятель Русской Церкви митрополит Зосима. Это движение по каким-то причинам находило покровительство и у светской власти, причем на самом высоком уровне.

«Се ныне уже прииде отступление», - такую горькую характеристику даст этому явлению Иосиф, игумен Волоколамского монастыря, нам более известный как Иосиф Волоцкий. Именно ему принадлежит ведущая заслуга по ликвидации этой ереси.

Человек больших интеллектуальных дарований, неукротимой энергии и в то же время строгий подвижник очень живо откликнулся на призыв митрополита Новгородского Геннадия, который обнаружил в своей митрополии, среди подведомственного духовенства, эту ересь.

А поскольку она вышла за новгородские пределы, Геннадий обратился за помощью к деятельному Иосифу Волоцкому. Действовать им приходилось осторожно, опасаясь противодействия крупной фигуры среди жидовствующих – предстоятеля Русской Церкви, митрополита Зосимы.

Иосиф садится за написание книги на новгородских еретиков, нам известной как «Просветитель», в этом труде он разбирает богословские положения противников и аргументировано их опровергает. Наряду с этим он ищет поддержки у государя Ивана III и добивается ее, великий князь обещал «обыскивати еретиков, да искоренити».

Борцам с еретиками удалось свалить митрополита Зосиму, отрицавшего главные догматы христианства: «А что то царство небесное, а что то второе пришествие, а что то воскресение мертвых? А ничего того несть – умер кто, то и умер, по та места и был!» Он был смещен с кафедры отправлен в монастырь.

И, наконец, последует собор 1504 года, вынесет самое жесткое наказание для верхушки еретиков, несколько человек будет приговорено к смертной казни через сожжение. Иосиф Волоцкий был, безусловно, главным инициатором подобной меры наказания, великий князь Иван III не разделял взглядов волоколамского игумена.

В Византии существовали законы, разрешавшие применение смертной казни к крайним еретикам – манихеям, но исполнялись ли они на самом деле, большой вопрос. Такая мера явно не вписывалась в христианскую систему наказания, максимальным церковным наказанием является анафема, т.е. отлучение от Церкви. Церковь всегда боролась с еретиками посредством диспута, а отмщение предоставляло Богу, «Мне отмщение, Аз воздам». И это работало, достаточно вспомнить какой смертью умер один из главных еретиков в церковной истории Арий.

К сожалению, борцы с ересью опирались на… опыт католической инквизиции, и на «испанского короля, который свою землю от еретиков очистил».

Безусловно, что преподобный Иосиф Волоцкий очень сильно переживал за состояние веры и нравственности русских людей, раз самым решительным образом был настроен действовать против еретиков, увлекавших в свои сети неопытные души. Он всегда стоял на защите учения Церкви, и был образцовым иноком, который презрел все блага мира.

При жизни он обладал большим авторитетом в церковной среде, особенно среди братии Волоколамского монастыря, игуменом которого он был. Его почитание как борца за православие началось сразу после его кончины, последовавшей в 1515 году, а Собор 1589 года память Иосифа Волоцкого повелел совершать повсеместно. 

Никола Святоша – первый из русских князей, ушедший в монастырь Далее в рубрике Никола Святоша – первый из русских князей, ушедший в монастырьВ отличие от других русских князей и правителей, принявших постриг перед смертью, монахом Николай стал в молодости, духовной жизни он посвятил всю свою жизнь

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»