Неделя о самарянке
«Женщина у колодца» («Христос и Самарянка»). Художник — Карл Блох

«Женщина у колодца» («Христос и Самарянка»). Художник — Карл Блох

Как одна грешница уверовала в Христа, а затем стала мученицей

В пятую неделю по Пасхе Православная церковь вспоминает евангельскую историю о беседе Христа с самарянкой, женщиной родственного с иудеями племени. Это история о том, как случайная встреча изменила жизнь грешницы и сделала ее святой. На этом примере Церковь учит: любая заблудшая душа возродится к жизни, прикоснувшись к ее источнику — Христу.

Евангелие

Эпизод встречи Христа с самарянкой описан в Евангелии от Иоанна. Дело было близ города Сихарь. В этой местности жил народ, возникший в результате этнического смешения евреев и переселенцев из разных областей, он и получил название самарян. Самаряне привнесли в веру иудеев языческое начало, из-за чего между двумя родственными народами возникли религиозные противоречия. В итоге их связи, несмотря на территориальную близость и кровное родство, были напряженными: обе стороны предостерегали своих соплеменников от контактов с соседями.

Евангелист Иоанн сообщает: Иисус остановился передохнуть у небольшого источника, в то время как Его ученики отлучились в город за провизией. Вскоре подошла женщина из самарян, чтобы набрать воды. Христос попросил дать ему испить. Женщина удивилась: «Как же ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо не имеют иудеи общения с самарянами». Христос ответил ей, что, если бы женщина знала, с кем говорит, то она сама просила бы Его, и Он дал бы ей воду живую. Женщина, не поняв смысл сказанного, снова удивилась: откуда у этого человека живая вода? Да и как Он мог дать ей воды, если Ему даже зачерпнуть нечем?

«Всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную», — произнес Спаситель. Говорил он, конечно же, не о простой воде.

«Не о той, в которой нуждается тело наше, в которой нуждается все живое, не о той, без которой все засыхает, все умирает, без которой все пустыни остаются бесплодными. Он говорил о той воде, о которой не помышляла самарянка, которая была ей совершенно неведома. Он говорил о воде, текущей в жизнь вечную», — писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Но самарянка вновь не поняла, о чем говорил ей Спаситель: «Дай мне этой воды, чтобы не жаждать и не приходить сюда черпать».

Иисус согласился, но сперва попросил женщину привести к источнику ее мужа. «Нет мужа у меня», — ответила та. «Хорошо ты сказала, ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж», — сказал ей Христос.

Женщина удивилась Его словам и признала: «Господи! Вижу, что Ты пророк». Она спросила Христа, как быть с различиями самарян и иудеев в вере, ведь «отцы поклонялись Богу здесь, на этой горе. А вы, иудеи, говорите, что это место может быть только в Иерусалиме». Христос ответил, что придет время, когда Богу-Отцу вскоре будут поклоняться повсеместно, и добавил: «Вы, самаряне, не знаете, чему кланяетесь».

«Знаю, — ответила женщина. — Когда придет Мессия, то все возвестит нам». Тогда Спаситель признался ей, что Он и есть Мессия. Возрадовавшись, женщина пошла, чтобы возвестить остальным: «Пойдите, посмотрите Человека… не Он ли Христос?»

Евангелист пишет: по слову женщины многие самаряне уверовали и пришли к Иисусу, и просили Его остаться с ними на два дня. «И еще большее число уверовали… А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Колодец жизни

Иоанн Златоуст так объяснял смысл притчи с самарянкой: она не видела Христа воскресшим из мертвых, не видела его победы над смертью и не видела моря, укрощаемого по Его слову. Но при этом она уверовала в Него всего лишь после краткой беседы. В этом, заключает Златоуст, ее проповедь среди самарян превосходит даже проповедь апостолов, которые были свидетелями всех чудес Христа.

«Взирая на ее веру, можно лишь восхвалить ее — бедную и вместе богатую, блудницу и апостола, погибшую и верную, имевшую многих мужей и получившую много сил, оскверненную и очищенную, возжаждавшую и возжелавшую живой воды и унаследовавшую благодать небесных источников», — писал Златоуст. Вера самарянки должна быть примером для всех нас — искренняя и чистая, она не требовала доказательств и стала тем путем, который привел грешницу к спасению. Этот же путь способен привести к спасению и нас, заключал Златоуст.

Житие

В Православной традиции самарянка, с которой Христос беседовал у колодца, именуется Фотиной Самарянкой либо же Фотинией Самаряныней. Святитель Димитрий Ростовский пишет: при римском императоре Нероне на христиан обрушились жестокие гонения. Самарянка Фотина к тому моменту проживала в Карфагене и проповедовала Евангелие. У нее было два сына, которым мать передала веру в Христа: Виктор и Иосия. По преданию, в один из дней Спаситель явился к ней и предрек ей страдания от рук императора. Фотина сама вызвалась на мученическую смерть: вместе с сыновьями и множеством других христиан она отправилась в самый центр гонений — в Рим, чтобы там проповедовать Евангелие перед Нероном.

Император пытался убедить Фотину и ее сыновей отречься от Христа, однако они отказались. Тогда Нерон приговорил их к страшным мучениям. Димитрий Ростовский пишет: христиан рубили топорами, но они не ощущали никакой боли и оставались невредимыми. Мучители же, наоборот, пали от изнеможения. Тогда сыновей Фотины заточили в темницу, а саму женщину заперли в одной из комнат императорского дворца. За три года, проведенных в заточении, самарянке удалось обратить ко Христу дочь императора, которой поручили присматривать за пленницей, и сто ее рабынь, сообщает предание. В тюрьме, где содержались ее сыновья, тоже творились чудеса: тот тюремный народ, что был еще не крещен, приходил и принимал Крещение от них, и скоро все узники уверовали во Христа.

Узнав об этом, император ужаснулся и повелел тотчас казнить всех. Перед смертью, при большом стечении людей, пришедших посмотреть на казнь, Фотина в последний раз исповедала свою веру. «Нечестивейший слепец, заблуждающийся и безумный человек! — сказала она Нерону. — Неужели ты считаешь меня столь неразумною, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам!?»

Симон Кананит, брат Христов Далее в рубрике Симон Кананит, брат ХристовВместе с Андреем Первозванным этот апостол дошел до берегов Черного моря

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»