Духовное правительство России
И. Тупылев «Петр Первый и Святейший Синод», 1801

И. Тупылев «Петр Первый и Святейший Синод», 1801

5 февраля 1721 года был принят Устав Духовной коллегии, положивший начало синодальному периоду Русской Церкви

В год, когда Россия стала империей, а российский самодержец Петр I принял титул императора, в стране произошло другое немаловажное событие.

Укрепляя вертикаль власти, Петр после смерти патриарха Адриана, заморозил процесс избрания нового предстоятеля Русской Церкви, а позже и вовсе отменил эту традиционную церковную форму управления. Византийская и старорусская модель взаимоотношения Церкви и государства, известная под именем симфонизма, была переформатирована в соответствии с представлениями Петра, почерпнутыми во время его европейского путешествия.

Немаловажную роль в реформе церковного управления сыграла и история отношений патриарха Никона с отцом Петра, царем Алексеем Михайловичем, а также робкие попытки патриарха Адриана дать оценки некоторым действиям юного Романова. Чтобы исключить любые возможноти «давления» на него со стороны Церкви и ее предстоятеля, Петр Алексеевич провел тотальную реформу, упразднил патриаршество и ввел Духовную коллегию, Святейший Синод, или как он ее еще называл – Духовное правительство России.

Радикальная реформа проводилась под предлогом борьбы с церковными нестроениями: «…посмотря и на духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость…». Царь, намекая на личность патриарха Никона: «понеже в единой персоне не без страсти бывает» (как будто монархи лишены страстей), говорил о необходимости коллегиального управления.

Главные положения основного документа – «Духовного регламента» сформулировал сам Петр, а на бумагу перенес архиепископ Феофан Прокопович, человек, как сказали бы сегодня, бывший в тренде. Он прекрасно понимал, чего хочет царь, и умело доводил его планы до конца. То, что идейным материалом реформы является протестантская теория о верховенстве светской власти в духовных делах, то, что эти преобразования противоречат церковным канонам, и ущемляют права Церкви, иерарха не смущало.

Работу над масштабной программой архиепископ Феофан начал в 1718 году, а 25 января (5 февраля) 1721 года, этот документ был принят.

Изначально в состав Духовной коллегии или Священного Синода входили президент (митрополит Стефан Яворский, два вице-президента (архиепископы Феофан Прокопович и Феодосий Яновский), два советника и два асессора. Впоследствии структура Синода неоднократно менялась. В 1722 году светское присутствие в Синоде было усилено учреждением должности обер-прокурора, имевшего большую власть в решении церковных дел.

Синод стал высшим административным и судебным органом Российской Церкви, он действовал от имени российского монарха, от него получал к исполнению указы по церковным делам. Все постановления Синода выходили со штампом «По указу его императорского величества».

Присяга членов Синода практически была идентична присяге гражданских и военных чинов, которые они приносили царю: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего».

«Духовный регламент» наряду с определением круга обязанностей духовенства предлагал программу духовного образования и вводил критерии для людей, желающих принять постриг. Нововведением являлось указание на необходимость раскрытия содержания исповеди, в случае возможной опасности интересам монарха и государства.

В своем труде «Пути русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский называет этот документ политическим памфлетом, в котором больше обличений и критики, чем положительных постановлений.

Влияние Церкви на общество в синодальный период снизилось, эта эпоха среди церковных историков получила разные оценки, однако, наиболее глубокой представляется суждение святителя Филарета, митрополита Московского: «Духовную коллегию, которую у протестанта перенял Петр... провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод». Церковь может продолжать свою деятельность при любых формах управления. 

Финансовые технологии как предвестники нового мирового порядка Далее в рубрике Финансовые технологии как предвестники нового мирового порядкаДоклад Сергея Безделова на XXVI Международных Рождественских чтениях

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»