Друг Жениха
Рождество Иоанна Крестителя. Фреска капеллы Торнабуони (c 1486-90), Флоренция. Работа художника Доменико Гирландайо

Рождество Иоанна Крестителя. Фреска капеллы Торнабуони (c 1486-90), Флоренция. Работа художника Доменико Гирландайо

Сегодня Православная Церковь празднует Рождество Иоанна Крестителя

Последний ветхозаветный пророк Иоанн Креститель принадлежал к числу тех немногих святых, направление жизни которых было предопределено свыше.

«Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 5), - эти слова, обращенные к пророку Иеремии, в полной мере относятся к Иоанну Предтече.

Само его появление было предсказано пророком Малахией: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете». 

Он должен был прийти «перед наступлением дня Господня, великого и страшного». События, предшествующие появлению Иоанна на свет, сопровождались чудесами, его родители священник Захария и Елисавета, несмотря на долгую супружескую жизнь детей не имели. И в один из дней о рождении у них первенца возвестил архангел Гавриил, подобное в истории случится позже, когда тот же архангел возвестит Благую весть Деве Марии.

Отец, увидев ангела и получив от него известие о рождении сына, усомнился в его словах, Захария и Елисавета были в преклонных летах.

Но уже очень скоро сомнения праведного священника разрешились, супруга забеременела и родила сына, которого назвали тем именем, которым велел ангел – Иоанн, что в переводе означает Бог смилостивился.

Иоанн появился на свет в городе Иудином (предположительно, это современный Айн-Карем). Согласно церковной традиции он родился на полгода раньше Иисуса Христа.

Ребенок отличался от всех детей, с юности он избрал путь аскетизма: «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 80). Иоанн поселился в пустынных землях, находящихся к западу от Мертвого моря и здесь готовился к высокой миссии – напомнить иудеям о скором пришествии обещанного Мессии.

Согласно евангельскому описанию, Иоанн носил одежду из власяницы и опоясывался кожаным поясом. Он не ел хлеба и не пил вина, питаясь диким медом и акридами, вероятно, это был один из немногих видов растений, произрастающих в пустыне.

Иоанн не примкнул к другим отшельникам, которых можно было встретить в этом безлюдном месте, но находился под непосредственным водительством Бога.

На пророческое служение он выступил в 15-й год правления императора Тиберия, в то время Иудея была римской провинцией, префектом которой был Понтий Пилат.

Иоанн продолжал линию, которую всегда проводили пророки, призывая людей к не формальному исполнению Закона, но в отличие от своих предшественников, не просто проповедовал, но и крестил приходящих к нему иудеев, и еще яснее говорил о приближающемся Царстве Божием.

Целые толпы народа приходили в пустыню, привлеченные слухом о необычном проповеднике, и крестились, т.е. омывались в водах Иордана во оставление грехов. По словам святителя Филарета Московского, «крещение покаяния дает разуметь, что покаяние в учении Иоанна составляло главную черту, необходимую потребность».

Наставления пророка были просты: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11), но сила его слов была столь велика, что некоторые даже спрашивали, не он ли является Христом. К нему приходил люди всех сословий: земледельцы и ремесленники, сборщики налогов и воины, существует предложение, что интерес к его проповеди проявляли и язычники. Некоторые из приходящих оставляли мирские занятия и становились учениками пророка.

Иоанн называл себя гласом вопиющего в пустыне, а когда явился Христос, он указав на Него, сказал: «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1, 29).

После крещения Христа, которое совершил Иоанн, началась уже миссия Сына Божия.

Сам Иоанн так объяснил происшедшее:

«Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 29-30).

Христос говорил, что Его Предтеча является человеком, величайшим из всех рожденными женами, называл его светильником горящим и светящим. Однако Иоанн Креститель недолго нес истинный свет людям. За обличение нравственного преступления царя Иудеи Ирода Антипы, управлявшего Галилеей и Переей, он был схвачен и заключен в темницу.

Иоанн окончил свою жизнь также как и многие пророки – мученической смертью. Ирод, хоть и уважительно относился к святому, пошел на поводу у женщин, Иродиады и Саломеи, он исполнил их желание и обезглавил Крестителя. 

Как Предвестник Мессии и величайший святой, в деисисном чине иконостаса православных храмов Иоанн Креститель изображается справа от Христа.

Монастырь Острог – главная святыня Балкан Далее в рубрике Монастырь Острог – главная святыня БалканРусских паломников в Остроге не меньше, чем паломников из Черногории, Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»