Радоница: день поминовения
Поминальный канун в церкви. Фото: Алексей Совертков/Русская Планета

Поминальный канун в церкви. Фото: Алексей Совертков/Русская Планета

Почему надо идти на кладбище в этот день, а не на Пасху

Вторник второй недели после Пасхи в Православной церкви — день особого поминовения усопших, или Радоница. Именно в этот день, а не на Пасху, как делают многие, православная традиция предписывает посещать кладбище.

Как правильно провести Радоницу, каковы ее история и традиции, рассказывает «Русская планета».

Праздник

Название праздника — Радоница — относит нас к слову «радость» (по другим источникам, к слову «род»). В православном понимании это именно праздник, и не случайно он бывает почти сразу после Светлой седмицы.

Традиция предписывает в этот день разделить радость Пасхи с умершими родными. По словам митрополита Антония Сурожского, в этот день нужно сосредоточить свое внимание не на скорби по усопшим, а на мысли о том, что они перешли в жизнь вечную — «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью мы стоим у гроба».

Именно этим христианское поминовение усопших отличается от поминовения светского, учит Церковь: мы вспоминаем не умерших, а вместе с живыми, присутствующими на небесах, разделяем радость Святой Пасхи.

История

Христиане стали отмечать  Радоницу уже в III веке. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что празднование установили в память о сошествии Христа в ад: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте [кладбище]? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

«Посещение кладбища на Пасху — это искажение смысла пасхального торжества, средоточием которого является прославление Воскресения Христа и символической победы над смертью», — говорит протоиерей Федор Бородин, настоятель столичного храма Космы и Дамиана на Маросейке. Обычай посещать кладбище на Пасху ввели советские власти, чтобы отвлечь людей от церковного праздника.

Традиции

Обычай устраивать на могиле умершего родственника трапезу, оставлять там снедь и пасхальные яйца не имеет ничего общего с православной традицией. Каноны говорят о том, что лучше отдать еду нищим и тем, кто в ней нуждается — так будет правильнее. Совершенно недопустимо распивать на могиле спиртные напитки, лить их на могильный холм. Все это оскорбительно для памяти усопших.

Хорошо будет на Радоницу прибраться на могиле — очистить ее, вымести налетевший за зиму сор, укрепить и покрасить ограды, скамейки.

На могилу можно поставить горящую свечку и помолиться за покойного, прочитать заупокойную литию. Текст литии есть в открытом доступе, миряне могут совершать этот чин в отсутствие священников. Молитва, свидетельствует Иоанн Златоуст, это вообще самое важное, что мы можем сделать: «Если будем творить о нем [усопшем] частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».

На могиле недопустимы брань, ругательства, громкие голоса. Если не знаете молитв, просто постойте молча перед свечой. Перед посещением кладбища не лишним будет сходить в храм и подать записку с именем усопшего для поминовения.

Дни поминовения

В православной традиции умерших поминают на третий, девятый, сороковой день со дня смерти, а также на годовщину. Поминовение на третий день связано с Воскресением Христа на третий день и образом Святой Троицы. Девятидневные поминки происходят в честь девяти чинов ангельской иерархии, которые ходатайствуют перед Богом о помиловании усопшего. Поминовение на сорок дней установлено в честь Вознесения Христова, которое произошло через 40 дней. Годовщина — традиционная дата завершения годичного цикла.

Кроме того, Церковь установила особые дни для всеобщего поминовения. В годовом богослужебном цикле такими днями являются: Вселенская родительская суббота (за неделю до начала Великого поста), родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста, Троицкая родительская суббота накануне дня Святой Троицы, или Пятидесятницы. При этом ходить на кладбище для поминовения родственников можно хоть каждый день — каноны никак это не ограничивают.

Георгий Победоносец: покровитель защитников Отечества Далее в рубрике Георгий Победоносец: покровитель защитников ОтечестваКак палестинский святой появился на гербе Москвы

Комментарии

10 мая 2016, 09:48
Прекрасная старорусская традиция, уходящая своими корнями ещё в дохристианские времена мира славян. Многие сохранили её и чтут по сей день. Хотелось бы, чтобы на будущее эту традицию вновь, заново обрели и ввели в обиход не только староверы и казаки, но и весь православный люд в нашей стране и за её пределами.
10 мая 2016, 11:46
На самом деле связь со словом "радость" относится к разряду т.н. народных этимологий, т.е. лишь по созвучию. Более правдоподобно отношение к "радеть"и производным, т.е. заботиться. Что касается того, что это большевики придумали ходить на Пасху на кладбище, то это, конечно, неправда и незнание русских обычаев. Известный этнограф сер. XIX века С.В.Максимов вот что писал о Пасхе: "Освятив куличи, каждый домохозяин считает свои долгом, не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. Отвесив на родных могилках поклоны и поцеловав землю, он оставляет здесь кусок творогу и кулича для родителей и только потом спешит домой христосоваться и разговляться с домочадцами" ("Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники"). А страна была, напомним, крестьянской.
10 мая 2016, 14:55
Большое спасибо за качественный и интерсный материал, очень познавательно. Будем действовать по православным традициям
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»