Как побороть смертность на дорогах?
фото: tehno-pribor.ru

фото: tehno-pribor.ru

Сериал #Давай-Сдавай. Серия 8

В 2016 году правила ПДД серьезно поменялись и почти каждый месяц МВД РФ выступает с новыми инициативами. Например, 6 ноября стало известно о том, что очередные поправки коснутся начинающих автолюбителей. Гражданам, стаж вождения которых составляет менее двух лет, могут запретить ездить без знаков «Начинающий водитель». Также недавно получившим права запретят превышать скорость в 70 км/ч и брать на буксир другой автомобиль.

Курс на ужесточение

За подобными новостями ученикам и тем более выпускникам автошкол тоже необходимо следить. И сегодняшняя серия будет посвящена тому, что остается за рамками учебной программы. Ученику нужно понимать, в какую сторону всеми любимый ГИБДД пытается развивать законодательство и к каким испытаниям стоит готовиться. Беглый анализ изменений в течение последних 10 лет наталкивает на однозначный вывод – правила дорожного движения ужесточаются.

В чем причина? Оставим за скобками роптание относительно господствующей в ГИБДД коррупции и взглянем на статистику. В 2015 году жертвами ДТП стали 23,1 тысячи человек, а травмы различной степени тяжести получили около 231 тысячи. То есть на дороге погибает примерно каждый десятый, попавший в аварию. Однако страшная статистика уменьшается. Для сравнения в середине 2000-х годов российская дорога уносила жизни более 30 тысяч человек ежегодно. Впечатляет, не так ли?

В минувшем году количество смертей снизилось на 14,7%, и тенденция на снижение сохраняется в 2016 году. Есть ли в этом заслуга усилий ГИБДД по введению ограничительных и запретительных мер? Как говорят эксперты, отчасти изменения законодательства действительно помогли, и водители стали более осторожными, но более весомую роль сыграл фактор экономического кризиса: россияне начали чаще передвигаться на общественном транспорте, чтобы не тратить деньги на масло и бензин.

Таким образом качественных изменений в дорожной ситуации в России не произошло. 23 тысячи смертей – это все равно чудовищная цифра. В зарубежных странах уровень смертности автомобилистов меньше в 3-4 раза. Самыми безопасными  являются Дания, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Япония и Сингапур.

Мировая практика свидетельствует, что низкая смертность достигается двумя основными способами. Первый – улучшение качества дорожного покрытия и степени оборудованности дорог. Второй – повышение культуры водителей и пешеходов. В нашей стране плохо с обоими компонентами, и уровень смертности снижается за счет уменьшения частоты поездок на личном автомобиле.

Вдумайтесь!

ГИБДД рапортует о небывалых успехах, но искусственные ограничения на эксплуатацию машины в принципе ненормальная ситуация для России с ее гигантскими расстояниями. А что будет, если кризис закончится? Очередной всплеск смертности? Новые правила ПДД и постоянные законодательные инициативы уводят нас от понимания ключевых факторов спасения десятков тысяч жизней.

Официального показателя аварийности дорог в России, видимо, не существует. Но косвенно о нем можно судить по доле дорог, соответствующих нормативным требованиям. Так вот в 2015 году таких дорог насчитывалось около 60%. Это значит, что остальные дороги (40%) находятся в состоянии разной степени отвратительности. Вдумайтесь! По качеству дорог наша могучая страна занимает 123-е место из 140, если верить рейтингу Global Competitiveness Report Всемирного экономического форума. Опять происки Госдепа?

При этом финансирование на дорожное строительство по сравнению с 2014 годом в 2016 году сократилось на 25%. Нельзя сказать, что проблема некачественных дорог в России замалчивается. Наверное, каждому россиянину знакомы случаи укладывания асфальта на снег, а знаменитый ямочный ремонт оброс легендами. Да и президенту нашему напрямую жалуются. Однако недовольство общества почему-то не сводится к тому, что аварийность дорог автоматически перечеркивает любые потуги, в том числе ГИБДД, по созданию безопасных условий передвижения.

Можно сколько угодно ужесточать правила дорожного движения, но если в бюджете нет средств на установку обозначений, краску и ремонт дорог, то аварийность до европейского уровня сократить не получится. Согласно статистике ГИБДД, чаще всего гибель на дорогах происходит за пределами городской территории.

В крупных городах власти вынуждены прилагать усилия для поддержания дорожной инфраструктуры в божеском виде. А вот происходящее на бескрайних просторах регионов РФ уже мало кого интересует. Речь даже не о качестве дорожного полотна, а об освещении, предупреждающих знаках, разметке. Меры безопасности загородом (особенно в ночное время) имеют неоценимое значение, потому что машины несутся со скоростью, превышающую 100 км/ч.

С января по сентябрь 2016 года в Москве в результате ДТП погибли 34 человека, а в области – 83! И это при том, что население столицы составляет 12,3 миллиона человек, а области – 7,3 миллиона. В моем родном Волгоградском регионе ситуация другая. Здесь как раз играет роль безалаберное отношение властей города-героя к инфраструктуре. На разбитых дорогах «миллионика» за первые девять месяцев текущего года погибло 8 человек, а в области – семь.

Кнут, пряник и культура вождения

Лично у меня каждое очередное ужесточение правил дорожного движения вызывает настороженную и в целом негативную реакцию. Попробую пояснить. Во-первых, ввести новый закон, который что-то ограничивает и запрещает, это крайне распространенная реакция властей на вызовы, требующие комплексного решения и нестандартного подхода. Если государству не нравится, что человек курит, оно начинает рисовать на пачках прокуренные легкие, запрещать курить в общественных местах, ограничивать продажу табака и повышать на него цену.

В результате количество курильщиков действительно начинает снижаться. Но разве у общества поменялось отношение к табакокурению? Многие из ваших знакомых бросили курить из-за того, что Госдума что-то там решила? На мой взгляд, проблема могла бы сдвинуться с места, если жесткие антитабачные меры принимались бы в сочетании с пропагандой здорового образа жизни, демонстрацией социальной рекламы, которая бы показывала альтернативу вредным привычкам и воздействовала бы на положительные, а не отрицательные эмоции человека.

Это политика кнута и пряника. Человека не просто принуждают что-либо делать или не делать, но и доходчиво объясняют, зачем и для чего это нужно и как это скажется на его жизни. Таким образом, воспитывается внутренняя культура человека. Ведь все курильщики отлично осознают, что рискуют заработать рак легких. Также и водители прекрасно понимают, что пересечение сплошной означает нарушение правил? Но каждый раз они идут наперекор закону.

По моим наблюдениям культура на дорогах выше не стала. Водители в массовом порядке не соблюдают элементарные ПДД просто потому, что так привыкли. Честно сказать, я был в шоке, когда узнал, что МВД фактически запретило выпускникам автошкол ошибаться при сдаче теоретического экзамена. Первая мысль, которая у меня возникла: И что теперь? Разве это гарантия того, что человек в реальной дорожной ситуации тоже не будет делать ошибок?

Конечно, в подходе ГИБДД к знанию правил есть воспитательный момент и элемент дисциплины. Но все же это обычная полумера, не имеющая смысла без других параллельных шагов. Знать правила необходимо и с этим никто не спорит, но если речь идет о спасении жизни и безопасности, то почему государство и общество позволяют беспечное отношение к другим факторам?

В прошлой серии я предлагал ввести минимальный 16-часовой курс занятий в «городе». А почему бы и нет, если взят курс на тотальное ужесточение? Но это естественно невыгодно автошколам, не очень выгодно и нечестным экзаменаторам и инспекторам ГИБДД. В условиях, когда большая часть российских дорог оборудована абы как и находится в неудовлетворительном состоянии, практические навыки и умение оперативно реагировать будут превалировать над идеальным знанием ПДД.

IAA-2016: до чего дошел прогресс Далее в рубрике IAA-2016: до чего дошел прогрессАвтосалон в Ганновере явно дал понять, что в будущем по дорогам потянутся караваны электрических фур с автономным управлением, а в городах станут сновать беспилотные грузовики и электробусы

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»