Автозаки: от клетки до биотуалета
фото:

фото: "За рулем"

Говорят, от сумы да от тюрьмы не зарекаются, но даже если участь побывать пассажиром автозака вас миновала, само название такого автомобиля вызывает какие-то ассоциации. Причем у каждого свои.

Люди в возрасте наверняка вспоминают «черный воронок» ГАЗ М-1, «бобик» УАЗ-469 или же ПАЗ-653 на базе ГАЗ-51 из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Тем, кто помоложе, на ум приходят автобусы ПАЗ-32053 или автозаки на базе грузовиков «Урал», развозящие после митингов зачинщиков массовых беспорядков. Однако лишь единицам известны какие-либо нюансы истории развития или эксплуатации подобной техники. С помощью сегодняшней галереи мы постараемся слегка заполнить этот пробел.

Слово «автозак», давным-давно ставшее самостоятельным, — сокращение от словосочетания «автомобиль для заключенных». И да — одной из первых стран в мире, применившей специальные автомобили для перевозки арестантов, стала Российская империя. Поставщиком специальных фургонов в 1909 году выступила немецкая фирма NAG (Neue Automobil Gesellsnaft), основанная всего лишь семью годами ранее. Известно, что автомобили оснащались 12-сильным двухцилиндровым мотором.

В те же годы производством автозаков занялся российский завод Общества «Г.А. Лесснер», и один из первых выпущенных автомобилей поступил на службу в главное тюремное управление в Санкт-Петербурге. Тюремный фургон вмещал до восьми заключенных и развивал скорость до 25 км/ч. А кузов, обитый изнутри металлом, не давал заключенным ни малейшей возможности скрыть от глаз конвойных какой-либо предмет. На то время это и было едва ли не основным условием для подобной техники.

Сегодня количество разновидностей автозаков не знает границ, а требования к ним напрямую зависят от перевозимого контингента. В качестве автозаков могут использоваться как самые обыкновенные автобусы с решетками на окнах (тот же «пазик» с индексом 32053, к примеру), так и очень серьезная техника с одиночными камерами («стаканами») для особо опасных заключенных или женщин. Как правило, внутреннее пространство таких автозаков делится на три изолированные зоны: кабину водителя, места для конвоиров и камеры для арестантов в задней части автозака. Связь между водителем и сопровождающими осуществляется при помощи переговорного отверстия. А дверь в отсек для заключенных оборудована замком и смотровым окном с решеткой из арматуры толщиной не менее одного сантиметра. Места для конвоиров в автозаках российского производства обычно представляют собой мягкие кресла. У арестантов всё проще: металлические лавки с деревянными бортами и поручни под сиденьями, к которым пристегивают наручники.

читать полностью

Почему надежность автомобиля важнее западной эстетики Далее в рубрике Почему надежность автомобиля важнее западной эстетикиСериал #Давай-Сдавай // Серия 2

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»