Коррупция не хочет отступать

21 февраля 2012, 19:58
Коррупция не хочет отступать

Размер взяток в России неумолимо растет – мздоимцы учли свои риски и стали брать больше

Говоря о том, что какой-то механизм в России работает плохо, будь то госзакупки, получение разрешительной документации или правоохранительная сфера, не следует забывать: сами эти отрасли могут быть устроены очень даже хорошо, но коррупция способна свести на нет любые организационные достижения. С ней в России сегодня активно борются, но она ведет себя как зловредная бактерия – адаптируется, становится нечувствительной к антикоррупционным «антибиотикам» и только глубже проникает в глубины российского организма. На сегодняшний день уже очевидно, что ни Генпрокуратура, ни устрашающие заявления первых лиц государства победить этот вирус не в состоянии. Не пора ли обновить механизмы борьбы с этой заразой, качественно изменив подход к антикоррупционным мерам? В качестве одного из решений, в России мог бы появиться орган общественного контроля за коррупцией.

Ежегодно международная организация Transparency International составляет рейтинг уровня коррупционности среди государств мира. По итогам 2011 года Россия в этом списке занимает 143-е место из 182-х возможных, причем ближайшими ее соседями по проблеме являются такие страны, как Уганда, Нигерия, Мавритания, Коморские острова, Того и Восточный Тимор. Иными словами – компания крайне незавидная и в плане других экономических показателей более чем не подходящая.

При этом в сфере российской коррупции наблюдается примечательная тенденция. Заключается она в том, что размеры российских взяток, несмотря на все принимаемые меры, со временем не только не уменьшаются, но и стремительно возрастают. Так, в 2008 году средний размер взятки в России составлял лишь 9 тыс. рублей, в 2009 году он вырос до 23 тыс. рублей, а в 2010 достиг значения 61 тыс. рублей (по данным правоохранительных органов). Этот неумолимый рост – не что иное, как ответ на принимаемые против коррупционеров меры: попадая в более сложные условия, мздоимцы начинают брать больше, чтобы покрыть свои риски.

Коррупцию в России сегодня принято разделять на две большие ветви – бытовую и государственную. К первому виду относятся мелкие взятки, которые население вынуждено давать инспекторам ГИБДД, врачам, работникам жилищно-эксплуатационных организаций и т.д. К государственной коррупции относятся более крупные взятки, имеющие место при госзакупках, в судах и правоохранительной системе. Государственное мздоимство распространено в России гораздо меньше, чем бытовое, но оно по праву признается более опасным, так как суммы там больше, и принципы нарушаются куда более серьезные. Объединяет эти два подвида одно: в какой бы отрасли не появился коррупционер, рано или поздно его действия приводят к параличу всей системы.

Особенно плачевно коррупция влияет на российский бизнес. Как известно, инвестиционный климат государства состоит из двух основных показателей: насколько прибыльно заниматься предпринимательством в данной стране и насколько безопасно. Российская коррупция, на бытовом уровне парализовавшая правоохранительные органы, а на государственном – систему госзаказа, выдачу разрешительных документов и земельных отношений, делает бизнес в России и невыгодным, и небезопасным. Отсюда – целый комплекс последствий: отток капиталов из страны, закрытость рынков от малого и среднего бизнеса, нежелание населения заниматься предпринимательством и т.д.

Если поставить себе цель перечислить все губительные проявления российской коррупции, можно, пожалуй, написать целую книгу, и все равно будет мало. Гораздо более важной задачей в этой ситуации представляется поиск решений.
В конце декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который провозгласил борьбу с мздоимством первоочередной задачей государства. Ответственность за антикоррупционную работу была возложена на такой серьезный и грозный орган, как Генеральная Прокуратура РФ. Казалось бы, уж кто-кто, а прокуроры коррупционерам спуску не дадут. Но некоторое время спустя случилось нечто, что дало понять: вирус поразил самих «врачей». Так, в феврале 2011 года было обнаружено, что работники прокуратуры Московской области содействовали организации игорных точек в подмосковных городах. И, хотя Генпрокуратура продолжает настаивать, что изъятые игровые автоматы на самом деле были лотерейными, а действия подмосковных прокуроров надо рассматривать не как коррупционное поведение, а всего лишь как превышение полномочий, факт на лицо: структура не выдержала соблазна «помочь» предпринимателю за вознаграждение и потому не может продолжать работу по борьбе с коррупцией.

Какая структура могла бы заменить прокуратуру в этом деле? Некоторые эксперты полагают, что в изменившихся условиях уже не обойтись без создания отдельного и принципиально нового органа – Федеральной службы по противодействию коррупции. В других странах – как в Европе, так и в Азии – подобные службы успешно работают уже не первый год. В круг их обязанностей входит проведение расследований по коррупционным делам, ходатайства о  прекращении полномочий попавшихся на взятках должностных лиц и т.д. Ничем кроме коррупции такие органы не занимаются, и это во всех отношениях хорошо: меньше возможностей – меньше искушений. Успешным примером такой модели является Бюро по расследованию случаев коррупции Сингапура. Методы этой структуры отличаются жесткостью, а полномочия – беспрецедентной широтой: сингапурское Бюро может без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупции, имеет право проверять их личные банковские счета, а также выяснять имущественное положение родственников и доверенных лиц. Именно наличие таких возможностей у контролирующего органа позволяет эффективно бороться с этим злом и обеспечивает Сингапуру стабильное вхождение в тройку стран – общепризнанных мировых лидеров по борьбе с коррупцией.

Но вернемся в Россию. Вместе с Федеральной службой по противодействию коррупции мог бы заработать и общественный контроль – например, в форме комитета, члены которого избирались бы по территориальному и отраслевому признаку. Если бы такой орган появился, туда могли бы вступить предприниматели, строители, водители, пациенты больниц и поликлиник – то есть все, кто когда-либо пострадал или может пострадать от действий коррупционеров. Их личный горький опыт и нежелание жить, платя поборы на каждом шагу, были бы хорошим стимулом для эффективных проверок.
Общественные деятели меж тем предлагают еще много самых разнообразных планов по борьбе с российской коррупцией. Спектр этих предложений необычайно широк: кто-то предлагает увеличить чиновникам зарплаты, кто-то требует введения смертной казни. Что же действительно поможет победить эту многоголовую гидру? Давайте обсуждать!

0
58341

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку Русской Планеты.

Получайте актуальные новости, приглашения на закрытые мероприятия,
видеозаписи мероприятий.

Комментарии

От имени
Авторизуйтесь
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»