Виктор Дени. Плакаты, которые свергали режим

14 ноября 2012, 18:44
Виктор Дени. Плакаты, которые свергали режим

Максим Фролов

В галерее «Проун» на «Винзаводе» выставка советского плакатиста Виктора Дени. Его работы ненавидел Гитлер, а Ленин и Сталин ценили

На нем лежит ответственность за создание самых узнаваемых образов молодого советского государства. Вот красноармеец поднимает за ворот куртки пузатого буржуя. Это плакат 1920 года, реакция на события Гражданской войны. Вот рабочий с молотом. Из-под молота летят снаряды, врезаются в свастику. В годы Великой Отечественной войны эту картинку прикрепляли к заводским станкам.

Художник Виктор Дени сам говорил о своей работе так: «Плакат должен быть ясен и прост — таков плаката пост. Взглянул зритель — мыслью объят, вот это и есть плакат!»

Он понимал это лучше многих. Люди, которые будут смотреть на плакат, зачастую даже не умеют читать. Но, несмотря на это, им все равно должно быть ясно: кто враг, а кто друг, кого любить, а кого ненавидеть.

Революционер

Репин им восхищался. «Вот, Дени, — говорил он. — Большой мастер избегает „урододельства“». Под «урододельством» мэтр понимал популярную в начале XX века манеру: если карикатуристы брались изображать человека, то на рисунке меняли его формы. Человек выходил чересчур длинным, чересчур толстым, чересчур вытянутым. Словами Репина, получался уродец.

Дени вовсе не избегал гиперболы, нет. Но он скорее набрасывал типажи. Капиталисты — похожие на шары, непременно с сигарой. Цари — с обвисшими усами, корона набекрень. Фашисты — бульдоги и обезьяны, из пасти текут слюни. Все это враги советской власти. В противовес им: красный рабочий, красный армеец, лидеры партии. Волевая сдержанная фигура, твердый взгляд.

Дени принял события 1917 года с энтузиазмом. Как не принять? Он — сын обедневшего московского дворянина, ему 24. Худо-бедно выучился на художника, много добра от царя не видел. Его сверстники гибнут на мировой войне: гниют в окопах, дышат ядом газовых атак. А Москву лихорадит в предчувствии новой жизни. В кабаках горланят студенты: «Долой самодержавие! Даешь революцию!»

К октябрьскому перевороту Дени подошел, уже имея некоторую популярность. У него за спиной публикации в газетах, шаржи на немцев и временное правительство. Советская власть берет его в оборот сразу же. В деле агитации карикатуристы нужны ей, как никогда.

От Возрождения до лубка

Прообразы политических плакатов находят еще в эпоху Возрождения. Да Винчи и Боттичелли рисовали на стенах домов портреты повешенных преступников по заказу властей. Чтобы народ помнил: идти против закона плохо, можно повторить судьбу казненных.

Во Франции в 1789 году восставшие вывешивали в окнах куски ткани с лозунгом революции «Свобода, равенство, братство». В России во время войны 1812 года карикатуристы изображали бегущих из страны французов. Эти небольшие плакаты распространяли в армии, чтобы поднять боевой дух воинов.

Ленин уделяет огромное внимание плакату. Кружки и секции, где учат рисовать пропагандистские карикатуры, работают в учреждениях культуры. Специальная кафедра открывается при Полиграфическом институте. Там преподает Дмитрий Моор, автор канонического плаката «Ты записался добровольцем?» Он формирует основные принципы: броскость, понятность, запоминаемость. В стране действуют артели художников-плакатистов. Самая известная из них — «Окна сатиры РОСТА», созданная при Российском телеграфном агентстве (РОСТА).

Белое движение отвечает большевикам той же монетой. На него на юге России работают художники объединения ОСВАГ (Осведомительного агентства). Они рисуют то же самое, только наоборот. «В Москве висели „Окна РОСТА“, в Ростове — „Окна ОСВАГа“, — пишет историк Владлен Сироткин. — Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец — „жида“ Троцкого».

И та и другая сторона отталкивается в своем творчестве от традиции лубка. Лубками с XVI века называли картинки с подписями, вырезанные на доске (лубе). Они были, по сути, прототипами сегодняшних комиксов. Сначала такие картинки освещали только религиозные вопросы. Но начиная с XVIII века лубки нередко имеют острый политический характер. Например, в шуточной форме критикуют царя и крепостное право. Все это приводит к тому, что в 1822 году все резные изображения и эстампы стали проходить обязательную цензуру. За распространение «политических» лубков можно было угодить в тюрьму или уехать на каторгу.

В «Окнах РОСТА» Дени работает совместно с поэтом Демьяном Бедным. Художник отвечает за визуальное наполнение плаката, поэт — за текстовое. Луначарский, бывший в то время наркомом просвещения, восхищался тандемом: «Вместе у них сила невероятная!»

Свержение режимов

Новое время принесло плакатистам новые темы. На повестке дня — борьба с фашизмом, мобилизация всех народных сил. Известно, что Гитлер считал советских художников своими личными врагами. Виной тому взятое ими на вооружение изображение фашиста: вместо лица на нем часто морда животного, но на ней ясно видны гитлеровские черты — усы, зачесанная на бок челка. В список персональных врагов Гитлера вместе с карикатуристами из СССР входил и английский комик Чарли Чаплин. Тот неприглядно изобразил нацистского лидера в своем фильме «Великий диктатор».

Виктор Дени успел увидеть окончание войны и взятие Берлина. Он умер в 1946 году, но его заслуги были признаны еще при жизни. В 1932 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств.

Политический плакат остается актуальным и сегодня. В 2008 году одним из символов предвыборной гонки Барака Обамы стал плакат с надписью «НОРЕ» («Надежда») работы художника Шепарда Фейри. Обама шутил, что если бы не плакат, президентом ему было бы не стать.

Выставку Виктора Дени можно посмотреть до 20 декабря.

0
405

Комментарии

От имени
Авторизуйтесь
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»