К вере через сомнение

18 октября 2012, 18:29
К вере через сомнение

текст: Максим Фролов

Он возражал и требовал доказательств чудес Христа, но в итоге уверовал сильнее многих. 19 октября — день памяти апостола Фомы

В том, что Христос воскрес из мертвых, он усомнился. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю!» — так сказал Фома остальным апостолам. В отличие от них он не застал первого явления Христа.

Через восемь дней Христос явился вновь. «Дай перст твой сюда и посмотри руки Мои, — ответил он сомневающемуся Фоме. — Подай руку твою и вложи в ребра Мои».

«Господь мой!» — воскликнул апостол, но все равно: за сомнение его прозвали Фома Неверующий.

Близнец

Евангелисты молчат о том, действительно ли Фома прикоснулся к ранам Христа или ему хватило просто увидеть их. Живописцы следующих веков предпочли изображать первый вариант. На масштабном полотне Караваджо 1602 года Фома касается пальцем следа от копья на груди Христа. Он наморщил лоб, он все еще не верит, что воскресение действительно произошло…

Библия сообщает, что Фома был родом из города Панеаде в Галилее и промышлял рыболовством. Услышав проповедь Христа, он оставил дом и устремился за ним, став впоследствии одним из двенадцати избранных учеников. Позже их назовут апостолами, от греческого слова «апостолос» — посланник, посол. Их миссией будет распространить учение Христа по миру, ради чего они бросят жребий и разойдутся по разным уголкам земли.

Евангелист Иоанн, упоминая Фому, называет его близнецом. Это прозвание дало повод ряду богословов предположить, что апостол был внешне похож на Христа. Сходство подчеркивают и «Деяния Фомы» — апокрифический текст II века, не вошедший в библейский канон. Впоследствии от версии сходства отказались. Близнец — это значение имени Фома по-арамейски и не больше, считает Феофилакт Болгарский, богослов XII века. В Евангелии по отношению к Фоме употребляют еще греческое слово «дидим». Оно тоже означает «близнец». Библейский текст полон таких переводов. Так, Кифа по-арамейски или Петр по-гречески буквально означает «камень». Камнем нередко называют евангелисты апостола Петра. «Христос» по-гречески значит «мессия, посланник».

Говоря о таком значении имени Фомы, Библия хочет сообщить что-то о его характере, пишет Феофилакт Болгарский. По его мнению, евангелист употребляет слово «близнец», чтобы сказать: как и Иисус, Фома был дотошен и предпочитал любое дело доводить до конца. Отсюда сюжет с неверием, с его желанием убедиться в воскрешении Христа.

К слову, Фома на полотне Караваджо совсем не похож на Иисуса. В отличие от правильных черт Мессии у Фомы короткие рыжие волосы, орлиный нос и залысины на лбу. В подобной же манере апостола изображали и другие художники — например голландцы XVI–II веков Тербрюгген и Хонтхорст.

Проповедь

По преданию, Фоме выпал жребий проповедовать в Индии. Она не входила в состав Римской империи и ничего не знала о новой религии. Фома впал в уныние: разве можно будет обратить в веру эти дикие народы? Житие апостола сообщает, что ночью к нему явился Господь. Он повелел Фоме быть мужественным и не страшиться.

Вскоре представилась и возможность отправиться в далекую страну.  Индийский царь Гундафор мечтал построить у себя дворец: такой, который мог бы соперничать по красоте с дворцами Рима. В поисках строителей он отправил в Палестину своего посланника, купца Анана. Господь приказал Фоме представиться человеком, опытным в строительном искусстве. Анан поверил и взял апостола с собой.

Индийский царь с радостью принял Фому, сразу же дал ему много денег (как сейчас скажут, выделил бюджет под строительство) и «отбыл в другую страну». Что сделал Фома? Он роздал деньги нищим, стал выступать с проповедями и многих обратил к вере во Христа.

Спустя два года Гундафор (по житию, он все еще находился в другой стране) переслал Фоме еще денег, интересуясь, как продвигается строительство. Апостол вновь отдал деньги нуждающимся.

Через некоторое время царь узнал, что дворец даже не начали строить. И что вместо этого «строитель» ходит по городам и говорит про нового Бога, о котором прежде индийцы не слышали. Когда Фому доставили к Гундафору, апостол сказал: «Дворец свой ты увидишь, когда отойдешь из этой жизни. Ты поселишься в нем с радостью и жить будешь в нем вечно». После этого ответа апостола бросили в тюрьму. Царь решил, что Фома ведет себя с ним дерзко.

Житие сообщает, что вскоре после этого Гундафор… крестился. В ту ночь, когда апостола заключили в темницу, умер брат царя. На небе его душу встретил ангел и показал невиданной красоты дворец. «Дворец этот принадлежит Гундафору, и построил его для него Фома», — сказал ангел. Он отпустил душу обратно на землю, чтобы она могла сообщить об этом царю. Когда это произошло, растроганный Гундафор немедленно освободил Фому из-под стражи. Царь принял христианство сам и заставил перейти в новую веру свою свиту.

Искупление

В 1897 году на раскопках в египетском городе Оксиринхе нашли остатки папируса. Его автором значился Дидим Иуда Фома — апостол Фома Близнец (Иудой его звали до того, как Фома последовал за мессией).

Текста сохранилось немного, но было ясно, что в нем, в вопросах и ответах, идет речь о жизни Христа. Спустя полвека нашли и более полную версию свитка — в египетском же поселении Наг-Хаммади. В историю этот текст войдет как «Евангелие от Фомы». Он не входит в библейский канон и вызывает немало споров. Действительно ли его писал апостол? Большинство ученых полагает, что нет. По их мнению, текст создали во II веке, когда Фома уже был мертв. О том, что «Евангелие от Фомы» существует, писали и ранние христианские богословы. Однако и они считали, что апостол не мог быть его автором. Кирилл Иерусалимский в IV веке утверждал, что автором «Евангелия», вероятнее всего, был кто-то из учеников перса Мани, создателя манихейства. Это религиозное учение появилось в III веке и представляло собой смесь христианских, иудейских и иранских верований.

Что еще известно об апостоле Фоме? По преданию, он принял смерть от язычников в Индии. За распространение новой веры его пронзили копьями. Однако перед этим он сумел искупить свое неверие в воскресение Христа.

Когда стало известно об успении Божьей матери, апостол прибыл в Иерусалим проститься с ней. В дороге он задержался, и потому для него специально открыли гробницу — чтобы он мог помолиться рядом. И тогда все увидели, что тела Богородицы в гробнице нет. Что осталась только ее плащаница и что сама она вознеслась.

Православная церковь считает, что в воскресении Христа мы убедились через неверие Фомы. А о воскресении Богородицы узнали через его задержку в пути.

0
187

Комментарии

От имени
Авторизуйтесь
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»